Верховная Рада Украины поддержала за основу законопроект №7163 "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях".
Об этом сообщил сайт РБК-Украина.
Документ поддержали 233 нардепа.
Так, в заключительных и переходных положениях к проекту говорится, что этим законом Рада дает согласие на решение президента об использовании Вооруженных сил Украины и других военных формирований для сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях, а также для обеспечения государственного суверенитета Украины над временного оккупированными территориями этих областей. Согласно закону, для обеспечения национальной безопасности и обороны, сдерживания и отпора российской агрессии предлагается разрешить привлечение сил и средств (личного состава, оружия, боевой техники, специальных и других материально-технических средств) ВСУ, Службы безопасности Украины и внешней разведки, Государственной пограничной службы, Государственных служб транспорта, специальной связи и по чрезвычайным ситуациям, Управления государственной охраны, Министерства внутренних дел, Национальной полиции и Национальной гвардии.
Проектом предусматривается законодательно закрепить положение о том, что Украина не несет ответственности за противоправные действия России, ее вооруженных сил, других военных формирований и оккупационной администрации на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях. Так, в отношении России в документе употребляется термин "государство-агрессор", а оккупационная администрация определена как вооруженные силы, другие военные формирования, государственные органы России и подконтрольные ей самопровозглашенные органы. Предлагается установить, что временная оккупация части Донбасса является нелегитимной и не создает для РФ никаких территориальных прав, а деятельность российских вооруженных сил и других военных формирований, оккупационной администрации является незаконной, и любой выданный в связи с такой деятельностью акт недействительный и не создает правовых последствий. Подчеркнем, в законе содержится норма, согласно которой при осуществлении органами госвласти и их должностными лицами политико-дипломатических мер по восстановлению территориальной целостности Украины обеспечивается приоритетность выполнения пунктов по безопасности достигнутых в Минске (Беларусь) договоренностей с целью создания необходимых условий для политического урегулирования в соответствии с украинским законодательством, нормами и принципами международного права.
Предусматривается уполномочить Министерство обороны определять по представлению Генерального штаба ВСУ границы временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях. Так документом предлагается признать сухопутную территорию, ее внутренние воды, в том числе морские, прилегающее территориальное море и воздушное пространство в пределах отдельных районов, городов, поселков и сел, где вооруженные силы РФ и оккупационная администрация (другие военные формирования, государственные органы России и подконтрольные ей самопровозглашенные органы) установили и осуществляют оккупационную власть и общий контроль РФ.
Согласно закону, вместо штаба антитеррористической операции (АТО) для сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии на Донбассе будет создан объединенный оперативный штаб Вооруженных сил. Предусматривается, что на штаб будет возложено непосредственное руководство силами и средствами ВСУ, других военных формирований, МВД, Нацполиции и Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, которые привлекаются к мерам по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору вооруженной агрессии РФ на Донбассе.
Отметим, что начальнику оперативного штаба предоставляется право с учетом ситуации с безопасностью и по согласованию с СБУ и Министерством по вопросам оккупированных территорий определять порядок въезда/выезда лиц, перемещения товаров на временно оккупированных территориях, а также режима вдоль линии разграничения. Также на штаб возлагается координация и контроль за деятельностью военно-гражданских администраций, а в случае их создания в условиях военного положения — военных администраций.
Напомним, ранее сообщалось, что законопроекты Президента Украины Петра Порошенкоо реинтеграции Донбасса можно рассматривать как поэтапную потерю суверенитета Украины.