16:04 21/02/2017

Рада отклонила законопроект о снятии ограничений на приватизацию земельных участков

21 февраля украинский парламент отклонил законопроект 3190 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно снятия искусственных ограничений на реализацию права на приватизацию и получения в пользование земельных участков».

Об этом сообщает ГолосUA.

Для принятия законопроектов за основу не хватило голосов нардепов.

В пояснительной записке к документу говорится, что существующая сегодня процедура оформления права собственности (пользования) земельными участками под зданиями (сооружениями) является излишне усложненной и обремененной искусственными сложностями.

Во-первых, к этому времени для предоставления в собственность или пользование земельного участка под существующей недвижимостью, существует необходимость изготовление проекта землеустройства по отводу земельного участка. Однако законодательство содержит организационно сложную и затратную процедуру изготовления, согласования и утверждения этого проекта.

Во-вторых, такой проект в соответствии со статьей 79-1 Земельного кодекса Украины, статьи 50 Закона Украины «О землеустройстве» имеет разрабатываться в случае формирования новых земельных участков. В то же время границы земельных участков под существующей недвижимостью уже существуют, и землеустроительная документация нужна только с целью внесения сведений об участке в Государственный земельный кадастр. Такой цели в полном объеме можно достичь в случае путем разработки технической документации по землеустройству относительно восстановления границ земельного участка в натуре (на местности). Такая документация значительно дешевле, а процедура разработки и утверждения ее значительно проще.

Во-вторых, существенные проблемы для оформления процедуры приобретения прав на землю создает часть третья статьи 24 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности». Указанной частью установлено, что в случае отсутствия плана зонирования или детального плана территории, утвержденного в соответствии с требованиями настоящего Закона, передача (предоставление) земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в собственность или пользование физическим и юридическим лицам для градостроительных нужд запрещается. Вступление в силу указанной части несколько раз переносилось и состоялось 1 января 2014.

Однако до сих пор планы зонирования и детальные планы территории разработаны менее чем на половину территории страны. Причины задержки разработки указанной градостроительной документации разные. В большинстве своем это связано с дефицитом бюджетных средств и большим объемом работ по ее изготовлению. Однако заложниками данной ситуации оказались физические и юридические лица, которые не могут реализовать свое право на получение земельных участков. Это, в свою очередь, искусственно ограничивает поступление в местные бюджеты от платы за землю.

Кроме того, установление на законодательном уровне указанного запрета не всегда следует считать справедливым. Так, требования части третьей ст.24 закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» необоснованно ограничивают права собственников зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, право пользования которыми не оформлены. Особенно это касается жилых домов, построенных до 2014 года (в том числе еще в советское время). Следует отметить, что отсутствие или наличие утвержденной градостроительной документации никоим образом не отразится на существовании таких объектов недвижимости, а потому запрет передачи их в собственность (пользование) лишен смысла.

Неверным является запрет передачи в собственность и пользование земельных участков в случае возобновления договоров аренды земли. Целевое назначение таких земельных участков уже определены уполномоченными органами исполнительной власти и местного самоуправления и утверждения градостроительной документации не повлияет на указанное целевого назначения.

Существует также существенная проблема с применением требований ст. 24 закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» при предоставлении земельных участков для размещения инфраструктурных объектов. Особенно актуальной эта проблема в случаях строительства дорог, линий электропередачи и других значительных по размеру линейных объектов, проходящих по территории нескольких административно-территориальных единиц. Фактическое перекладывание на заказчиков таких объектов обязанности финансировать разработку градостроительной документации существенно увеличивает стоимость строительства, в конечном счете, негативно сказывается на потребителях услуг, предоставляемых с помощью указанных линейных объектов, а также не способствует вложению инвестиций в объекты транспортной инфраструктуры.

Учитывая изложенное, целесообразно выводить из-под действия запрета, установленного частью третьей статьи 24 закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», случаи предоставления земельных участков в случае:

— Расположения на земельном участке зданий, сооружений, находящихся в собственности лица, которому передается участок,

— Приватизации гражданами земельных участков, предоставленных им в пользование,

— Возобновление договоров аренды;

— Предоставления земельных участков для размещения линейных объектов транспортной и энергетической инфраструктуры (дорог, мостов, эстакад, нефте-, газо- и водопроводов, линий электропередачи, связи).

Целью и основными задачами проекта закона являются: снятие искусственных ограничений на снятие искусственных ограничений на реализацию права на приватизацию и получения в пользование земельных участков, оптимизация процедуры оформления прав на земельные участки под недвижимым имуществом, увеличение доходов местных бюджетов за счет взимания платы за земельные участки под недвижимостью.

Читайте также по теме