В Украине к предприятиям смогут применять временные ограничения в деятельности. В частности, когда имеют место фактические обстоятельства, свидетельствующие о необеспечении выполнения возложенных на юридическое лицо или его уполномоченное лицо законом или учредительными документами обязанностей по принятию мер по предотвращению коррупции, что привело к совершению преступлений по статьям 209, 369, 369- 2 УК в отношении должностных лиц иностранных государств, иностранных третейских судей, лиц, должностных лиц международных организаций (работников международной организации или любых других лиц, уполномоченных такой организацией действовать от ее имени) и т.д. Речь идет о легализации (отмывании) имущества, полученного преступным путем, предложении взятки и злоупотреблении влияния в отношении этих лиц, пишет SUD.ua.
Так, в Верховной Раде 25 июля зарегистрирован законопроект 11443 о приведении в соответствие с международными стандартами ответственности юридических лиц за совершение коррупционных уголовных правонарушений.
Среди инициаторов – председатель Комитета ВРУ по вопросам правоохранительной деятельности Сергей Ионушас, председатель Комитета Рады по антикоррупционной политике Анастасия Радина, первый вице-спикер парламента Александр Корниенко, председатель Комитета ВР по бюджету Роксолана Пидласа, народный депутат Григорий Мамка и другие.
Законопроектом предусмотрены изменения в Уголовный кодекс, которыми предусматриваются: основания для применения к юридическому лицу мер уголовно-правового характера независимо от привлечения к уголовной ответственности физического лица; основания для освобождения юрлица от применения мер уголовно-правового характера; увеличение размера штрафов, применяемых к юридическим лицам как основное мероприятие уголовно-правового характера и возможность применения дополнительных (нефинансовых) мер уголовно-правового характера; правила применения мер уголовно-правового характера и ограничения на ликвидацию юридических лиц по специальной процедуре; возможность применения специальной конфискации на основании определения о применении мер уголовно-правового характера к юридическому лицу и случаях применения специальной конфискации по такому основанию.
К юридическому лицу могут применяться и дополнительные (нефинансовые) меры уголовно-правового характера, в частности, временные ограничения деятельности юридического лица или временные ограничения в получении прав и преимуществ. Временное ограничение деятельности юридического лица – это запрет для юридического лица в течение определенного судебного решения времени осуществлять определенный вид и/или виды деятельности. В частности, участвовать в публичных закупках; пользоваться лицензией (остановить действие лицензии); участвовать в приватизации государственного и коммунального имущества; участвовать в аренде государственного и коммунального имущества (в том числе продлении договора аренды); получать, продлевать срок действия специального разрешения на пользование недрами (в том числе остановки действия специального разрешения на пользование недрами); участвовать в органах социального трехстороннего диалога; покупать облигации внутренних государственных займов Украины; создавать и участвовать в работе саморегулируемых организаций; предоставлять и получать рекламу; осуществлять спонсорство; участвовать в государственно-частном партнерстве; участвовать в совместных предприятиях.
Временное ограничение в получении прав и преимуществ – это запрет для юридического лица в течение определенного судебным решением срока получать определенные законодательством права и/или преимущества. В частности, получать любые льготы и активы от государства и общины, привлекать, использовать, осваивать средства международных технических проектов и международных финансовых операций; получать государственную помощь субъектами хозяйствования (быть получателем государственной помощи); приобретать статус резидента Дия Сити; получать государственную и другую финансовую поддержку экспортной деятельности. В Уголовном процессуальном кодексе предусмотрена отдельная глава 37-1 , регламентирующая уголовное производство по применению мер уголовно-правового характера к юридическим лицам в специальном порядке, в разделе VI «Особые порядки уголовного производства».
Срок применения дополнительных (нефинансовых) мер уголовно-правового характера будет определяться судом и может составлять от шести месяцев до трех лет. Как объясняют авторы, в 2022 году Украина начала процесс присоединения к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Одним из обязательных шагов на пути к членству в ОЭСР является ратификация Конвенции ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных деловых операциях, которая также является одним из самых высоких антикоррупционных стандартов, необходимых для приближения Украины к членству в ЕС. Основным требованием Конвенции есть установление автономной юридической ответственности юридических лиц за подкуп иностранных должностных лиц в международных деловых операциях.
На сегодняшний день нет унифицированного подхода к введению ответственности юридических лиц за подкуп иностранных должностных лиц в международных деловых операциях, однако наиболее устоявшейся и распространенной среди стран – членов ОЭСР является уголовная модель ответственности. Именно к такому подходу Украина призывает ОЭСР в письме Председателя Рабочей группы. Этот же подход применен в статье 16 проекта Директивы Европейского парламента и Совета по борьбе с коррупцией1, принятие которой ожидается в начале 2025 года, после чего она станет элементом acquis Европейского Союза, к которому необходимо адаптировать украинское законодательство. Введенная в 2014 году уголовная ответственность юридических лиц в виде мер уголовно-правового характера не удовлетворяет требованиям Конвенции. Например, перечень санкций, которые могут быть применены к юридическому лицу в Украине довольно ограничен и они несбалансированы, где с одной стороны есть незначительные размеры штрафов, которые не достигают цели наказания и предотвращения повторных правонарушений, а с другой стороны конфискация имущества и ликвидация юридического лица , которые ставят под угрозу существование юридических лиц и возможность продолжения хозяйственной деятельности. Именно поэтому возникла необходимость кардинально изменить подход к привлечению к ответственности юридического лица за совершение его имени и/или в его интересах уголовного правонарушения.
Для реализации указанных целей и обеспечения имплементации Конвенции Украине необходимо внести изменения в Уголовный кодекс и УПК, в частности, предусмотреть: основания для применения мер уголовно-правового характера к юридическому лицу независимо от привлечения к ответственности физического лица, расширенный перечень мер уголовно-правового характера и увеличение размера штрафа, который может применяться к юридическому лицу, возможность применения специальной конфискации на основании определения суда о применении мер уголовно-правового характера. возможность организации уголовного производства по применению мер уголовно-правового характера к юридическим лицам в специальном порядке, то есть отдельно от уголовного преследования физических лиц.
Этот механизм будет предусмотрен только для уголовных правонарушений, определенных статьями 209, 369, 3692 УК, совершенных в отношении должностных лиц, предусмотренных в части 4 статьи 18 УК, что поможет проверить его эффективность на практике в отношении данной конкретной категории преступлений. В дальнейшем с учетом полученного практического опыта и в случае эффективности предложенного механизма уголовной ответственности юридического лица, его действие будет расширено и на другие категории уголовных правонарушений.
Добавим, в 2023 году Рада поддержала изменения в закон о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.