Тягу ребенка к экстремальным опасным развлечениям можно направить в нужное русло. Подростку нужно объяснить, что существует благородный риск и другой способ для получения адреналина, а не бездумное развлечение ради развлечения.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщила кандидат психологических наук, медицинский психолог, суицидолог Наталия Бугаева.
«Смерть часто романтизируется подростками, поэтому разговоры о том, что, занимаясь экстремальными развлечениями, можно погибнуть, не срабатывает. В спокойной обстановке нужно объяснить, что в случае неудачного падения, ребенок может остаться инвалидом и лишиться самых элементарных возможностей – передвигаться, общаться с друзьями, полноценно жить. Именно такой подход более эффективен. Ребенку нужно объяснить, что есть благородный риск со смыслом, когда человек рискует собственной жизнью ради спасения других, а есть риск бессмысленный», — рассказала Н. Бугаева.
Эксперт подчеркнула, что нередко ребенок занимается экстримом, потому что не находит другого способа завоевать авторитет у сверстников.
«Задача родителей – выявить способности и таланты ребенка и создать все условия для их развития. Часто увлечению экстримом предшествует сложная жизненная ситуация – проблемы с родителями, безответная любовь, одиночество. Экстремальное увлечение смещает центр психоэмоционального напряжения с неконтролируемой области стресса на другую область, где необходимость включения воли для преодоления страха и препятствий находятся в зоне контроля экстремала. Хочу подчеркнуть, что в момент выделения адреналина подросток испытывает сильные эмоциональные переживания и удовольствие, имеющее физическую природу», — рассказала Н. Бугаева.
Кроме того, необходимо устанавливать доверительные отношения с ребенком, узнавать о его увлечениях и интересах, разделять их и предлагать альтернативу. При этом не следует навязывать собственные интересы и предпочтения в выборе альтернативного занятия.
«Если ребенок склонен к риску, наиболее правильным будет удовлетворить эту потребность, но в других условиях – например, на скалодроме, где под руководством профессионального инструктора при соблюдении правил безопасности ребенок научится выполнять сложные трюки и при этом сможет получить свою долю адреналина. Главное – уважать в своем ребенке личность и быть другом, а не неким надсмотрщиком и контролирующе карающим органом. Только доверительные отношения и искренняя вовлеченность в жизнь ребенка могут помочь родителям не утратить свой авторитет, вовремя дать совет и предоставить помощь», — рассказала эксперт.