Рекрутер рассказала, как правильно зарекомендовать себя в новом коллективе

Выходя на новую работу, многие испытывают наибольшую тревогу не перед новыми обязанностями, а перед знакомством с коллегами. Существуют правила, как вести себя на новой работе, чтобы быстро освоить рабочие задачи, подружиться с коллегами и сделать так, чтобы вас приняли как достойного игрока.

 Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявила представитель компании Head HunterУкраина  Руслана Березовская.

«Как рассказывают эксперты Международного кадрового портала HeadHunter Украина, существуют правила, как вести себя на новой работе, чтобы быстро освоить рабочие задачи, подружиться с коллегами и сделать так, чтобы вас приняли как достойного игрока. По традиции нового сотрудника коллегам представляет руководитель. Если компания небольшая или проводятся регулярные общие встречи, знакомство с коллегами произойдет быстрее. Если же вы выходите на работу в корпорацию, будьте готовы узнавать о новых коллегах в течение нескольких недель, причем не только через руководителя, но и в процессе решения задач. В первый день вас представят ближайшим коллегам — тем, с кем вам придется работать в тесном сотрудничестве. Постарайтесь их запомнить. Еще лучше — кратко записать, как кого зовут и кто за что отвечает. Если вы забыли чье-то имя, смело переспрашивайте. Абсолютно нормально забыть кого-то, если вас представили 10-15 сотрудникам за несколько часов», — отметила Р.Березовская.

По словам эксперта, если в компании принято общаться в общем рабочем чате или в группе в социальной сети, проследите, чтобы вас туда добавили.

«Попросите показать вам документы (если такие есть), которые регламентируют работу отдела или лично вас. Например, в редакциях обычно бывает редполитика, в дизайн-студиях — четкие стандарты и лайфхаки. Спросите у коллег, есть ли в офисе столовая или кухня, и где они обедают. Лучше всего в первый день отправиться на обед в их компании, даже если в будущем вы это делать не планируете. За обедом обсуждайте общие темы: кто и где живет, сколько добирается до работы и т.п», — посоветовала Р.Березовская.

Представитель компании добавила, что одна из главных задач первой недели — окончательно всех запомнить, понять, кто есть кто и как вы с ними взаимодействуете.

Коллеги тоже должны вас запомнить и понять, по каким вопросам они могут к вам обращаться. Важно не хвастаться и не умничать. Не стоит выпячивать свои таланты, если вы в чем-то считаете себя опытнее новых коллег. Даже если вам очень хочется продемонстрировать свой профессионализм, в первое время больше занимайте позицию наблюдателя и высказывайте свое мнение осторожно, особенно если о нем никто не спрашивал. Гораздо важнее доказать, что вам интересны рабочие задачи, что вы не халтурите, а наблюдаете за процессами и учитесь новому — это важнейшие признаки настоящего профессионала на любой должности. Задавайте вопросы. Главное правило коммуникации: «Не знаешь — спроси». Спрашивайте обо всем, что вызывает сомнения. Лучше разобраться, как правильно, чем сделать наугад. Даже если вам кажется, что это глупые вопросы, помните, у вас железное алиби — вы тут новичок. Если вы пришли работать в новую для вас сферу и пока что не разбираетесь в деталях бизнеса, попросите кого-то из коллег объяснить вам процесс пошагово. Это необязательно должен быть ваш руководитель или кто-то старший по должности. Возможно, полезнее будет поговорить с сотрудниками вашего же ранга. После таких встреч вам будут сразу понятны процессы: как все происходит, сколько стоит, сколько требует времени на реализацию», — дала рекомендации Р.Березовская.

Эксперт подчеркнула, что  каждый день подходить к начальнику с просьбой прокомментировать вашу работу не стоит, это назойливость. Правильнее обратиться по окончанию первой недели (можно написать письмо или спросить в чате). Хорошо, когда в компании организуют «фидбэк» с каждым сотрудником, например, в конце испытательного срока. Обычно этим занимается HR-отдел. На таких встречах обсуждают впечатления нового сотрудника о работе, дают объективную оценку, вместе намечают возможные пути развития и цели. Но даже если таких встреч не проводится, можете сами попросить руководителя встретиться с вами. Адекватный начальник никогда не отмахнется от новичка и найдет для него время.

«В первый месяц наблюдайте за коллегами. Следите, как они ведут себя, как решают рабочие задачи, что принято в коллективе, а что не принято. Разграничивайте ответственность. Не выполняйте задачи, которыми должны заниматься другие. Бывают коллективы, где сотрудники пытаются «спихнуть» свои дела новичку. Научитесь говорить твердое «нет», если вы уверены, что это не ваша задача. Если не уверены, решайте вопрос системно: на совещаниях, где ставятся задачи. Чтобы не выполнять чужие задачи, надо знать, что входит в сферу вашей ответственности и за что отвечают коллеги.Обычно только к концу испытательного срока вы понимаете, кто есть кто в офисе. Все первые три месяца вы — новичок. Это же работает и в обратную сторону: коллеги присматриваются, узнают, какой вы сотрудник, можно ли доверять вам задачи и положиться на вас. Обычно только после трех месяцев (а иногда и после полугода) вас начинают воспринимать всерьез, особенно если вы молодой специалист. Помните, что далеко не все окружающие умеют читать мысли и пока что сотрудники не понимают вас с полуслова. Пока вы еще не на одной волне с коллегами, старайтесь доносить свои мысли как можно тщательнее и спокойнее. Если вас не поняли — повторитесь и объясните как можно четче», — сказала Р.Березовская.

Представитель компании добавила, что не стоит пытаться вести себя не так, как обычно.

«Если вы не курите, не начинайте ходить в курилку просто за компанию с коллегами. Не пытайтесь шутить, если знаете, что у вас лучше получается слушать чужие шутки. Будьте вежливы. Соблюдайте «ритуалы», установленные в коллективе. Если видите, что коллеги собирают на подарок кому-то в отделе, предложите принять участие. Не выступайте с революционными идеями – это не приветствуется ни в одном устоявшемся коллективе. Старайтесь на работе мыслить рационально, а не эмоционально. Что-то случилось? Отключайте эмоциональную реакцию и думайте, как решить проблему. Вам не надо стараться всем нравиться, это невозможно. Скорее всего, через какое-то время вы найдете здесь друзей и союзников, так же как и противников. Всему свое время, сначала лучше держаться нейтральной позиции. Общаясь с коллегами, не заискивайте и не выспрашивайте о личной жизни. Про свои обстоятельства тоже не стоит рассказывать в подробностях, тем более в новом коллективе малознакомым людям. Не участвуйте в офисных интригах, не поддерживайте сплетни и не сплетничайте сами. Вы пришли в новую компанию работать, а не заводить новых друзей, демонстрировать умение рассказывать анекдоты и нравиться окружающим. Помните: руководитель будет в первую очередь оценивать вашу компетентность, знания и результаты проделанной работы», — резюмировала эксперт.

Напомним, как рассказала ранее Р.Березовская, по данным опроса, трое из пяти молодых специалистов не хотят работать по специальности. Большинство из них признаются, что учились «для корочки», а нужные навыки приобретали самостоятельно в процессе работы или стажировки.

Читайте также по теме