В законе Украины о новых правилах маркировки продуктов, принятом парламентом в 2018 году, много нестыковок и неувязок.
Об этом в ходе пресс-конференции в информационном агентстве «ГолосUA» сообщила руководитель отдела тестирования Центра экспертиз «Тест» Нина Кильдий.
У нас можно принять идеальный закон, но фальсификата пищевых продуктов на отечественном рынке пищевых продуктов не уменьшается, заявила эксперт.
Производителей продуктов в Украине необходимо жестко контролировать, уверяет Н. Кильдий.
«Вокруг закона о новых правилах маркировки продуктов скопилось много негативных слухов. Безусловно, в этом законе много путаницы. Например, что касается молочных продуктов, то возникает закономерный вопрос, почему можно будет не указывать их состав. В молочных продуктах может быть использована закваска, белок, сыворотка и т.п. В этом случае у нас может появиться молочная продукция просто из воды», — заключила Н. Кильдий.
Эксперт добавила, что вся продукция, которая реализуются в супермаркетах, обязана быть безопасной и всё. Вопрос качества продуктов – это другой вопрос. Никто не имеет права продавать некачественную пищевую продукцию.
«В законе о новых правилах маркировки продуктов много нестыковок и неувязок. Например, хитрость есть касательно ГМО. Если поставщик не указывает в документах, что есть ГМО в продуктах, если поставщик не дал никаких документов, — это основание производителю писать, что в продукте нет ГМО.
Также касательно сроков реализации продуктов в законе о новых правилах маркировки продуктов допущена неправильная формулировка — указывать только год, без указания месяца. Лучше «употребить до…» – формулировка не совсем правильная. Это плохой подход. К примеру, указывается «употребить до 2020 года», а это целый год. Должен быть указан месяц и год. Отходить от понятия месяца – это неправильно. Срок пригодности продуктов — это ключевой момент, и здесь может быть очень много нарушений», — считает Н. Кильдий.
Напомним, недавно Верховная Рада приняла закон о новых правилах маркировки продуктов. Согласно новым правилам, покупатель теперь будет знать всю информацию о приобретаемых продуктах — шрифт на упаковке увеличится на 10%, появятся новые отметки на упаковке, такие как содержание льда (для замороженных продуктов) и наличие аллергенов.
Теперь на этикетках будут писать размораживался ли продукт, обязательно появится указание количества льда. На лицевой стороне упаковки теперь будут писать другим цветом и шрифтом наличие аллергенов в пищевом продукте. Если на товарах нет информации о сроках хранения – смело можно жаловаться и за это накажут. Продукцию с неправильными этикетками уберут с рынка, а товар заставят промаркировать.
Из-за того, что упаковка увеличится на 25-30%, товар может подорожать. О том, насколько вырастет цена пока неизвестно. Каждый из производителей будет исходить в расчетах из дополнительных затрат на упаковку и повторную маркировку.
Сообщается, что потребитель увидит новую маркировку нескоро — где-то через полгода, когда закон будет опубликован и вступит в силу.