Эмоциональная мимика, в том числе вызванная искусственно, не влияет на соответствующие эмоции, улыбка не усиливает веселье.
Об этом свидетельствуют данные исследования ученых из Амстердамского университета , сообщает N+1.
Нидерландские ученые поставили под сомнение гипотезу мимической обратной связи, попытавшись воспроизвести результаты экспериментов 28-летней давности. Впервые связь выражения лица с эмоциональным восприятием заподозрил еще Чарлз Дарвин. Ее наличие пытались проверить во многих экспериментах с противоречивыми результатами. Одним из наиболее авторитетных исследований на эту тему стала опубликованная в 1988 году работа американца Леонарда Мартинаи немецких ученых Фрица Штрака и Забине Штеппер , которая четко свидетельствовала в поддержку гипотезы.
Чтобы проверить выводы вышеуказанного коллектива, сотрудники Амстердамского университета провели в лабораториях разных стран 17 независимых экспериментов, в точности повторявших дизайн работы 1988 года. Общее число участников составило 1894 человека.
В ходе этих экспериментов добровольцы должны были попеременно держать ручку только зубами (при этом выражение лица напоминает улыбку), только губами (это придает надутый вид) и нерабочей рукой (без участия мимики). При этом им показывали карикатуры и предлагали оценить отношение к ним по 10-балльной шкале (0 — меня это совсем не развлекло, 9 — меня это очень развлекло).
В двух экспериментах 1988 года средняя разница в баллах при «улыбчивом» и «надутом» выражении лица составила значимые 0,82 и 1,03 балла. Статистический анализ текущих экспериментов показал, что разница составила 0,03 балла при 95% доверительном интервале, включающем ноль (от −0,11 до 0,16). То есть, влияния мимики на эмоции продемонстрировать не удалось.
Отметим, ранее ученые обнаружили, что представители разных народов Земли выражают отрицание схожим выражением лица: хмурят брови, поднимают подбородок и сжимают губы. Кроме того, датским исследователям удалось улучшить социальные навыки людей с синдромом Мебиуса, полностью лишенных мимики, путем обучения их другим видам невербального общения (интонации, жестам и другим).