Санкции Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины по отношению к владельцу телеканала «112 Украина» Тарасу Козаку и должностным лицам этого и еще двух телеканалов (NewsOne, ZIK) могут быть оспорены в суде на том основании, что никто из этих лиц, исходя из официальных документов, не отнесен к списку лиц, осуществляющих террористическую деятельность.
Об этом в комментарии ГолосUA сообщил управляющий партнёр юридической компании «Тарасов и партнёры», адвокат Андрей Тарасов.
«Тарасу Козаку и должностным лицам компаний, в отношении которых СНБО ввело санкции, не сообщалось о подозрении в совершении террористических преступлений. Учитывая предусмотренную Конституцией Украины презумпцию невиновности, они преждевременно отнесены к лицам, которые осуществляют террористическую деятельность, что порождает сомнения в правомерности введенных ограничений.
Отмечу, что главным документом, регулирующим вопросы наложения санкций, является Закон Украины № 1644-VII «О санкциях» от 14 августа 2014 года.
Юрист уточнил: в соответствии с частью 3 статьи 5 этого Закона, решение о применении, отмене и внесении изменений в санкции в отношении отдельных иностранных юридических лиц, юрлиц, которые находятся под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента, иностранцев, лиц без гражданства, а также субъектов, осуществляющих террористическую деятельность (персональные санкции), принимается СНБО Украины и вводится в действие указом Президента Украины. Соответствующее решение вступает в силу с момента издания указа Президента Украины и является обязательным к исполнению. Таким образом, отметил адвокат, вводя в действие персональные санкции СНБО, Президент Владимир Зеленский действовал в порядке, предусмотренном Законом», — сказал адвокат.
При этом А.Тарасов обратил внимание на тот факт, что часть 2 статьи 1 Закона «О санкциях» четко определяет, в отношении кого могут быть применены санкции. Согласно документу, под санкции могут попасть: иностранные государства; иностранные юридические лица; юридические лица, которые находятся под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента; иностранцы; лица без гражданства; субъекты, которые осуществляют террористическую деятельность.
«На основании этого можно предположить, что СНБО отнесло субъекты хозяйствования, на которых наложила санкции, к таким, которые находятся под иностранным контролем, либо осуществляют террористическую деятельность. Вероятно, к этой же категории и был отнесен лично Тарас Козак.
Адвокат отметил, что если вопрос определения внешнего контроля за национальными юридическими лицами еще более или менее урегулирован законодательством (например, Методикой определения отношений контроля, утвержденной Распоряжением Антимонопольного комитета Украины 24.12.2002 г. N 397-р), то как отнести субъектов к таким, которые осуществляют террористическую деятельность, не совсем понятно. Логично было бы предположить, что основанием для такого вывода должен быть приговор суда по статьям 258, 258-1 – 258-5 Уголовного кодекса Украины (связанные с терроризмом), который вступил в законную силу. Или, по крайней мере, любое другое подобное судебное решение, вынесенное судом иностранного государства и признанное на территории Украины в порядке, предусмотренном главой 46 Уголовно-процессуального кодекса Украины. Однако, как известно на данный момент, ни Тарасу Козаку, ни должностным лицам подсанкционных предприятий, не сообщалось даже о подозрении в совершении преступлений, связанных с терроризмом. А учитывая наличие в Конституции Украины положения о презумпции невиновности, отнесение этих лиц к таким, которые осуществляют террористическую деятельность, на мой взгляд, несколько преждевременно. При таких обстоятельствах, в правомерности наложения соответствующих санкций, есть некоторые сомнения», — сказал адвокат.
Как сообщалось, 2 февраля Президент Украины Владимир Зеленский ввел в действие решение СНБО, которым фактически заблокировал деятельность трех телеканалов: “112 Украина”, Newsone и ZIK, которых связывают с одним из лидеров партии “ОПЗЖ” Виктором Медведчуком.
Согласно решению, персональные специальные экономические и другие ограничительные меры будут применяться, в частности, к Тарасу Козаку и юридическим лицам “Ариадна ТВ”, “Новый формат ТВ”, “ТВ Выбор”, “Телерадиокомпания “112 ТВ”, “Лидер ТВ”, “Партнер ТВ”, “Новости 24 часа”, “Новые коммуникации”.
После этого 3 оппозиционных телеканала отключили от телевещания.
Министерство культуры и информационной политики просит YouTube закрыть страницы телеканалов NewsOne, ZIK и “112 Украина” на данной платформе.
Решение главы государства подсанкционные телеканалы считают “политической расправой”.