Сегодня мост Патона отмечает 60-летний юбилей

Ровно 60 лет назад, 5 ноября 1953 года в Киеве был торжественно открыт в городе мост имени Евгения Оскаровича Патона, который до сих пор является одной из главных визитных Киева.
Об этом сообщает корреспондент ГолосUA.
Открытие первого стационарного моста через Днепр в послевоенном Киеве было приурочено к 10- й годовщине освобождения Киева от немецко — фашистских оккупантов. Интересно, что монтаж первого пролета моста Патона началась летом 1941 года, накануне начала войны, помешала его строительства. Поэтому, после войны все пришлось начинать заново.
На сегодняшний день мост Патона остается одним из самых красивых и знаменитых мостов в городе и в Украине. Кроме того, это был первый послевоенный мост в столице Советской Украины, и первый в мире цельносварной мост: монтаж всех его элементов проводился при помощи автоматической и полуавтоматической электросварки. А его длина впечатляет и сегодня: мост Патона достигает 1543 метра, а это почти на 300 метров больше, чем длина главной улицы Киева — Крещатика.
Очевидцы вспоминали, что для послевоенного Киева открытие моста Патона стало чрезвычайным событием, ведь это была первая капитальная переправа, соединившая оба берега Днепра. Но, к сожалению, инженер — проектировщик этого киевского чуда Евгений Оскарович Патон не дожил до счастливого момента : он умер за несколько месяцев до завершения строительства, поэтому его детище и получило свое название в честь создателя.
Как рассказал известный киевский историк Виталий Ковалинский, до появления моста Патона в этой местности существовали переправы с давних времен.
В частности, сведения о деревянных мостах – перевозах существуют во многих летописных источниках древнерусских времен. А в XVI веке в этом месте действовал Наводницкий перевоз, состоявший из двух паромов и деревянного моста через Тельбин ( в то время это был залив Днепра). Обычно мосты возводились после весеннего половодья, когда заканчивался ледоход на Днепре, поэтому они назывались наводничими, отчего и сама местность получила название Наводничи.
К тому же, это еще и обобщенное название нескольких мостов через Днепр, которые существовали с 1713 — го по 1953 году в районе современного Наводницкого парка, где стоит «Ладья» — памятник основателя Киева. А в 1744 году был построен стационарный деревянный мост длиной 450 саженей с веревочными перилами, свитыми из лозы, принадлежавший Киево — Печерской лавре. В начале І — ой мировой войны, в 1914 году, здесь был сооружен стратегический деревянный мост на сваях, который был сожжен 9 июня 1920 отступающими польскими войсками. В марте 1921 года мост был восстановлен и просуществовал до середины 1930- х годов. В 1935 году вместо него киевляне построили новый деревянный мост, который также был разрушен, но уже в сентябре 1941 года.
В середине 1930- х годов был разработан новый проект стационарного металлического моста, а в 1937 году начато его сооружение с опорами на кессонной основе сквозной балочной системы с небольшими пролетами, которые предоставляли возможность осуществлять быструю замену поврежденных элементов, но его так и не успели достроить. А при немецкой власти на его опорах был построен временный мост Райхенау, названный в честь немецкого военачальника генерал — фельдмаршала Вальтера фон Райхенау. Этот мост был даже обозначен на карте Киева, но во время боев за Киев осенью 1943 года он тоже был взорван. Сейчас остались только несколько старых кессонных опор, которые иногда при низком уровне воды можно увидеть над поверхностью Днепра напротив Наводнического парка левее современного моста им. Е. О. Патона.

Читайте также по теме