Большинство успешно реализованных стартапов – это результат совместных действий программистов и инвесторов. Стартаперы могут сделать качественный продукт, но для выхода на рынок и «раскрутки» им в большинстве случаев нужен дополнительный капитал. Чтобы его получить они пытаются привлечь инвесторов.
В свою очередь инвесторы сами ищут перспективные проекты. Более 90% стартапов проваливаются и не приносят прибыли. Оценкой рисков и отделением перспективных от заведомо провальных проектов занимаются аналитики. О принципах этой работы рассказывает CEO кипрской компании, занимающейся управлением активами Generation Partners Сергей Карташов.
В первую очередь нужно оценить команду стартаперов – насколько профессионально и стабильно они работают, эффективно ли менеджмент наладил работу компании, не допущены ли юридические ошибки, которые могут привести к серьезным проблемам впоследствии.
«Очень редко в одном человеке сочетаются способность писать хороший код и склонность к предпринимательству. Большинство программистов – «технари». Они могут сделать хорошую программу, но не могут донести свой продукт до инвестора и клиента. Рассказать потенциальному покупателю, чем их приложение лучше, чем у конкурентов. Наша задача состоит в том, чтобы талантливый разработчик, который сделал качественный продукт, встретился с инвестором. Если они сумеют договориться, то стартапер получит не только начальный капитал, но и помощь с реализацией проекта и масштабированием компании», – говорит Сергей Карташов.
Из сотни выживет только несколько стартапов
Как показывает опыт процент удачно «выстреливших» стартапов очень мал. Из сотни проектов, хорошо, если интересными будет десяток, а прибыль принесут вообще единицы. За то эта прибыль может оказаться настолько большой, что с лихвой покроет все издержки и неудачные вложения.
Стартапером сегодня быть очень модно, поэтому рынок перенасыщен предложениями. Основная задача аналитика – найти проект, в который стоит вкладывать деньги. Для того чтобы не ошибиться, специалисты по управлению активами оценивают начинающие компании по десяткам критериев. Основными из них являются: востребованность продукта, его уникальность, наличие у сотрудников опыта и способностей, текущие финансовые успехи компании и эффективность работы менеджмента.
Правильный релокейт облегчит развитие
Однако найти хороший проект – это еще не всё. После следует проделать немалую работу по его оптимизации. В числе прочего, на этом этапе нужно правильно выбрать регион для размещения. В ряде стран мира созданы очень комфортные условия для ведения и развития IT-бизнеса. Например, в США, Германии, Польше, Эстонии и других. Отдельное место в этом списке занимает Кипр:
«Здесь созданы отличные условия для предпринимательства в сфере IT. На острове действует режим «IP—box» –налогом облагается только часть дохода от разработки или усовершенствования цифровой продукции. Кипр подписал соглашения об отсутствии двойного налогообложения со множеством стран. Здесь очень сильное законодательство, защищающее интеллектуальную собственность и эффективно работающая судебная система. Неудивительно, что на Кипре организовалось довольно мощное IT-сообщество», – говорит Сергей Карташов.
Сергей Карташов получил три высших образования. Первое – бакалавр университета Мальты по специальности «Наука и вычислительная техника» он получил в 2005 году. После окончил Бизнес-школу Риги. Третий диплом – степень Master in Business Administration.
С 2015 года его основной деятельностью стало управление активами и оценка привлекательности стартапов для инвестиций. До этого 10 лет Сергей работал в банковском секторе. В основном с корпоративными клиентами из Англии и Восточной Европы. В 2019 Карташов занял должность CEO кипрской компании Generation Partners.