Схему по ввозу в Украину т.н. «евроблях» придумал и.о. начальника Волынской таможни ГФС Виктор Кривицкий, который сейчас занимает пост и.о. заместителя главы ГФС Украины Виктор Кривицкий.
Об этом говорится в расследовании «Антикора».
По данным издания, В.Кривицкий также является негласным главой движения «Авто Евро Сила», объединяющего «евробляхеров».
Высокопоставленный таможенник разработал схему примерно в 2014 году, когда, по понятным причинам, импорт новых машин в Украину начал стремительно падать, однако вырос спрос на подержанные авто.
В.Кривицкий знал, что сотрудники полиции не имеют официального доступа к базам таможни, а потому законность пребывания авто в Украине, которое было ввезено в режиме «временный ввоз», проверить не могут.
Лояльность же властей к этой схеме обеспечил премьер-министр Украины Владимир Гройсман. С ним Виктор Кривицкий нашел общий язык еще во времена их совместной работы в Винницком горсовете, когда Владимир Борисович был городским головой, а Виктор Брониславович – председателем планово-бюджетной комиссии Винницкого горсовета.
При этом издание отмечает, что В.Кривицкий долгое время скрывал свою причастность к «евробляхам», т.к. против схемы был президент Украины Петр Порошенко.
«Виктор Кривицкий длительное время был соратником президента Петра Порошенко, а тот был резко против работы данной схемы.
О чем даже специально публично заявлял в Луцке в мае 2017 года, где расположена Волынская таможня ГФС, которую к тому времени более полугода возглавлял Виктор Кривицкий», — отмечают авторы расследования.
По их данным, еще в 2016-м году глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина пояснила главе государства, что схема «евроблях» наносит существенный урон всей государственной системе.
Именно Н.Южанина последовательно отстаивала блокирование «евробляховой» схемы, однако добиться этого без помощи Кабмина, который смотрел на ситуацию сквозь пальцы, ни в 2016-м, ни в 2017-м не смогла.
Тем временем через Волынскую таможню, возглавляемую В.Кривицким, шли самые большие потоки «евроблях».
Даже «Радио Свобода» провело расследование того, как целые приграничные белорусские села участвуют в схемах ввоза машина в Украину под прикрытием отечественных таможенников.
4 июля 2018 года указом премьер-министра Владимира Гройсмана Виктор Кривицкий был назначен на должность замглавы ГФС. По неофициальной информации одним из условий этого назначения было закрытие схемы «евроблях», что и произошло в ноябре.