Суд признал незаконными постановления Кабмина Гройсмана, регулировавшие выделение дотаций сельхозпроизводителям

В Украине может измениться порядок и правила выделения дотаций агропредприятиям. Это связано с тем, что в декабре 2019 года Шестой апелляционный административный суд (г.Киев) признал незаконными постановления Кабмина №№ 106, 107, принятые под председательством премьер-министра В.Гройсмана 7 февраля 2019 года.

Об этом в ходе пресс-конференции сообщил глава Всеукраинской Аграрной Рады (ВАР) Андрей Дыкун, передал корреспондент ГолосUA.

По его словам, с 2017 года и до 2019 года, в Украине малые и средние сельхозпроизводители не получали в достаточном объеме госдотации.

«В 2018 году реформатор премьер-министр В.Гройсман забрал у аграриев спецрежим компенсации НДС. Нам пообещали кваизаккумуляцию НДС, которую будут получать ключевые отрасли, но все это привело к тому, что аграрии получали от государства все меньше, меньше, меньше. Несколько аграрных ассоциаций признали, что этот подход государства к выделению дотаций аграриям является неправильным: распределение средств неправомерное, дотации получают только крупные компании, а средний и мелкий аграрный бизнес ничего не получает. В результате в 2017 году предприятия, которые одновременно занимались животноводством и растениеводством, дотаций практически не получали», — сказал он.

На данный момент, по состоянию на 26 декабря 2019 года, постановления Кабмина №106 и №107, принятые во времена премьерства Гройсмана, отменены, поскольку признаны судом незаконными, уточнил на пресс-конференции вице-президент адвокатского объединения «Юридическая компания «Капитал» Дмитрий Лошаков.

«Данные постановления были приняты Кабмином с процедурными нарушениями и содержали дискриминационные правовые нормы. На данный момент эти постановления не действуют, но Кабмин сможет принять новый порядок распределения средств», — сказал он.

На вопрос журналистов, нужно ли будет аграриям возвращать полученные средства дотаций, адвокат ответил: «Законодательством не предусмотрен возврат дотаций государству».

В тексте постановления Шестого апелляционного админсуда (г.Киев) относительно указанного иска говорится: «По убеждению коллегии судей, Кабинетом министров при принятии постановлений №106 и 107 не были выполнены требования параграфов 33, 37, 38 Регламента Кабинета министров Украины относительно обязательного согласования проектов таких актов с Министерством экономического развития и торговли Украины и не были учтены замечания, поданные Минэкономразвития относительно проектов нормативно-правовых актов».

Также коллегия судей отметила, что Кабинет министров в нарушение параграфов 49, 50, 55-1 Регламента принял нормативно-правовые акты без обязательных для их принятия документов, которые обосновывают необходимость принятия  акта, тезисов результатов правовой экспертизы, без согласования с заинтересованными органами и без учета их замечаний, что, по убеждению коллегии судей, является безусловным основанием для признания постановлений №№106 и 107 недействительными».

Как отметил А.Дыкун, «ВАР в своем иске не требовала и не могла требовать возврата средств, выплаченных аграриям, ведь соответствующие выплаты проводила не ВАР, а правительство. ВАР не является и не была распорядителем госдотаций. Распорядителем средств является Кабинет министров. Поэтому требовать возврата средств, выделенных аграриям, может только Кабинет министров Украины.

Нашей целью было доказать, что правительство Владимира Гройсмана нарушило закон при утверждении соответствующих порядков и это привело к тому, что малые и средние аграрии получили непропорционально мало средств. И мы это сделали. Также ВАР обратилась в НАБУ, чтобы принятое судом решение было приобщено к материалам уголовного дела, которое следователи ведомства открыли по заявлению ВАР».

По информации пресс-службы ВАР, в 2017 году в соответствии с таким порядком распределения дотаций почти половину средств (1,9 млрд грн из выделенных из бюджета 4,95 млрд грн) получили компании «Мироновский хлебопродукт» Юрия Косюка и «Ukrlandfarming» Олега Бахматюка.

В 2018 году Кабмин принял ряд постановлений (№№ 86, 106, 107 от 7 февраля 2018 года), согласно которым формально принцип распределения средств был изменен, однако, результат его был прежним, что и в 2017 году. В  2018 году наибольший объем средств госдотаций, опять, получила компания «Мироновский хлебопродукт» — около четверти всех выплаченных денег.

Кроме того, что порядок выплаты госдотаций, утвержденный Кабмином, был невыгоден для малого и среднего агробизнеса, сами постановления были приняты с нарушениями. Поэтому в августе 2018 года ВАР подала иск в Окружной админсуд Киева, ответчиком по которому был Кабинет министров Украины. Цель иска была – добиться признания постановлений КМУ от 7 февраля 2018 года №№ 86, 106, 107 противоправными и их отмены. Однако, в мае 2019 года суд отклонил иск ВАР.

22 июля 2019 года ВАР подала апелляцию и 10 декабря 2019 года Шестой апелляционный админсуд Киева частично удовлетворил иск ВАР, признав противоправными и отменив постановления Кабмина от 7 февраля 2018 года №№ 86, 106, 107.

 

Напомним, в декабре 2019 года в Верховной Раде Украины начали рассматривать 3000 поправок в законопроект о внедрении рынка земли.

Читайте также по теме