Несколько крупных профсоюзов Италии в пятницу, 26 октября, устроили всеобщую забастовку. Но в 2018 году и ранее также устраивали акции протеста сотрудники разных отраслей в других странах. Как в Италии, так в Румынии, Португалии, Польше учителя, врачи, авиадиспетчеры требовали от правительства остановить сокращение зарплат и пенсий. Как пишут СМИ, в некоторых случаях правительства государств урезали расходы на оплату труда из-за … требований МВФ.
Об этом сообщает ГолосUA.
О забастовке профсоюзов в Италии сообщает Repubblica. Известно, что в забастовках принимают участие учителя, врачи и водители общественного транспорта. Требование — снизить пенсионный возраст до 60 лет или обеспечить выход на пенсию после 35 лет стажа.
Еще с вечера четверга, 25 октября, бастуют работники железнодорожных компаний — Trenitalia, Trenord и Italo. Поезда ходят по расписанию только в часы пик утром и вечером. Забастовка при этом не затрагивает движение скоростных поездов. Repubblica опубликовала карты и график движения транспорта в городах, где проходят протесты.
Также в полночь 26 октября к акции присоединились работники аэропортов, в связи с чем ожидаются проблемы в работе аэропортов в Милане. Также в Милане ожидается забастовка работников метрополитена, к ним присоединятся и работники транспорта в Риме. Бастуют и работники телевидения.
По данным итальянских СМИ, профсоюзы планируют, что забастовка работников транспорта будет длиться сутки.
Отметим, сейчас в Италии равный возраст для выхода на пенсию по старости для мужчин и женщин — 66 лет и 7 месяцев. По выслуге лет мужчины могут выйти на пенсию после 42 лет и 10 месяцев трудового стажа, а женщины — после 41 года и 10 месяцев труда.
А недавно Верховный суд Европейского союза обязал Польшу отменить закон, который заставляет досрочно выходить на пенсию судей Верховного суда.
Но Италия не единственное государство, где наемные работники пытаются отстоять свои права на достойный уровень жизни.
Например, в сентябре 2018 года польские пограничники вместе с силовыми структурами предупредили о длительной забастовке, где будут выражать протест против нежелания власти идти на уступки населению в вопросах повышения зарплат и пенсий. Об этом заявил председатель профсоюза Пограничной службы Польши Марцин Коляса, передает Укринформ.
«Окончательное решение по этому поводу еще не принято. Его можно ожидать на протяжении двух недель, если мы не договоримся с министерством (внутренних дел и администрации — ред.)», — заявил Коляса.
Он добавил, что разосланные письма профсоюзных организаций структур, которые подчинены МВД Польши, до 50-ти разных адресатов (руководств аэропортов, пассажирских и грузовых перевозчиков и прочее) являются предупреждением о том, что могут иметь место элементы «итальянской забастовки» на внешних границах РП, если профсоюзы и профильное министерство не договорятся.
«Мы призываем министерство подписать с нами соглашение, поскольку не хотим, чтобы это привело к осложнениям в движении на границе»,- констатировал председатель профсоюза польских пограничников.
Польские СМИ информировали, что представители профсоюзов силовиков хотели во вторник встретиться с премьер-министром Польши Матеушом Моравецким. Однако, как отметил Коляса, в правительстве не согласились на эту встречу. «Но мы готовы к переговорам с властью в любое время», — добавил он.
В письме профсоюзы силовых структур предупредили, что введение элементов «итальянской забастовки» в виде очень детальной и углубленной проверки на пограничных пунктах может привести к росту очередей на границах Польши с другими странами.
Протест польских силовиков, в частности пограничников, продлится несколько недель. Они требуют повышения зарплат и возвращения к предыдущей пенсионной системе. Переговоры по этому поводу профсоюзов и руководства МВД продолжаются с марта, однако не принесли никаких результатов.
А годом ранее, в 2017-м, против политики «затягивания поясов» протестовали в Румынии. Там объявили о забастовке авиадиспетчеры компании Romatsa, которая является монополистом в этой сфере над территорией румынского государства, сообщил руководитель профсоюза румынских авиаперевозчиков Габриэль Тудораке, передает Укринформ.
«По результатам проведенных с министерством транспорта переговоров могу сообщить лишь о том, что объявленную на вторник, 30 мая, всеобщую забастовку можно будет приостановить. Но пока не можем с уверенностью сказать, на протяжение какого времени удастся приостановить забастовку», — заявил Тудораке.
Известно также, что во время переговоров в Министерстве транспорта профсоюзы добивались того, чтобы работники авиакомпаний-перевозчиков, включая диспетчеров, при досрочном выходе на пенсию получали компенсацию в размере 60 среднемесячных зарплат (зарплата авиадиспетчеров в Румынии составляет около пяти тысяч евро).
Забастовка расшевелила власти: министр транспорта Румынии Рэзван Кук заявил, что планирует направить в компанию Romatsa Контрольный корпус правительства для проверки состояния дел на предприятии. По статистическим данным, сотрудники авиакомпании ROMATSA являются самыми высокооплачиваемыми в Румынии. Их средний заработок составляет чуть более 20 тысяч румынских леев (около 5 тысяч евро).
В августе 2017 года о недовольстве низкими зарплатами сообщили сотрудники на румынской верфи в Галаце Damen Shipyards Galati, передает Работник Моря. Согласно официальному комментарию представителя компании Damen Shipyards, причиной спонтанной демонстрации рабочих стало недовольство уровнем заработной платы. «Руководство готово сесть за стол переговоров с представителями протестующих, чтобы обсудить ситуацию. Таким образом, мы надеемся найти устраивающий все стороны способ оперативного решения проблемы», – заявили в компании в первый день протестов. Спустя трое суток, 31 августа, в прессе появилась информация о том, что забастовка прекращена. Руководство компании согласилось с предлагаемыми условиями увеличения заработной платы. Прийти к окончательному консенсусу и подписать новые соглашения руководство компании и профсоюз намерены до 15 сентября 2017 года.
Кстати, в Румынии профсоюзы и представители отраслей часто реагируют на попытки правительства снизить зарплаты и пенсии акциями протеста. Так, в 2010 году в Румынии началась организованная профсоюзами всеобщая бессрочная забастовка против политики «затягивания поясов», проводимой правительством. Сотни тысяч врачей, педагогов, полицейских, других госслужащих пикетировали учреждения, в которых работают. Ожидалось, что в акции приняли участие до миллиона человек: «на баррикады» обещали выйти транспортники, металлурги, работники других отраслей. На 3 июня в Бухаресте и ряде городов Румынии были запланированы демонстрации протеста, пикетирование правительства, парламента.
Правда, не все профсоюзы присоединились к митингам. Возможно, это связано со страхом увольнений. «Это старая тактика, которую, к сожалению, правительство, давно доказавшее свою некомпетентность, пытается применить. Но протесты продолжатся, пройдут и уличные демонстрации», — уверен председатель румынской Федерации журналистских профсоюзов «Медиасинд» Кристи Годинак. А накануне правительство Эмила Бока передало на утверждение в парламент пакет антикризисных мер. Он предполагает снижение на 25% зарплат, на 15% пенсий, урезание социальных программ, а также сокращение в ближайшее годы около 300 тысяч госслужащих, а также ряд других жестких мер экономии. Премьер заявил, что вынужден внедрить эти меры, чтобы получить очередной транш кредита МФВ в 900 миллионов евро.
В 2013 году на всеобщую забастовку против экономии правительства вышли граждане Португалии, передает Дело. Надо отметить, что эту акцию протеста заметили все жители страны: всеобщая забастовка в Португалии привела к серьезным перебоям в работе общественного транспорта по всей стране, в частности, было практически полностью нарушено железнодорожное сообщение.
Кроме того, в столице страны Лиссабоне временно не ходили поезда метро, не осуществлялись паромные перевозки и имели место серьезные перебои в движении автобусов на большинстве городских маршрутов. Схожая ситуация наблюдалась в Порту, а также в других крупных городах страны.
Португальская государственная авиакомпания TAP, в свою очередь, предупредила пассажиров о возможных перебоях в авиасообщении.
Акция протеста началась с того, что основные португальские профсоюзы — Всеобщая конфедерация португальских трудящихся и Всеобщий союз трудящихся — призвали к проведению в четверг всеобщей забастовки. Участники акции намерены были выразить протест против мер правительства страны по бюджетной экономии, а также против роста безработицы. Со своей стороны премьер-министр Португалии Педру Пассуш Коэлью заявил, что правительство уважает право народа выйти на забастовку.
Обратите внимание, что в некоторых случаях массовых забастовок правительства действительно шли на уступки участникам митингов.
В Украине же пока таких явных результатов нет. Разве что в пределах одного предприятия. Так, в ходе майской забастовки и дальнейших переговоров дирекции с профсоюзами работники ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» добились повышения зарплаты. В среднем рост составил до 25%. Об этом сообщает пресс-служба ПАО. «31 мая 2018 года генеральный директор ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» Парамжит Калон подписал приказ о повышении зарплаты на предприятии с 1 мая 2018 года. Таким образом, был изменен приказ от 8 мая, а оклады сотрудников были пересмотрены еще раз в сторону повышения. Такое решение было принято после переговоров генерального директора с профсоюзом на прошлой неделе. После этого специалисты департамента по персоналу сделали перерасчет окладов по грейдам с акцентом на основные профессии, как и было заявлено ранее. В результате были установлены новые проценты повышения в зависимости от категории персонала. В среднем рост составлял до 25%», — говорится в сообщении «АрселорМиттал». При этом администрация предприятия учла рекомендации профсоюза по дифференцированным повышениям окладов для различных профессий на предприятии, которые были озвучены в рамках проведенных встреч, передает Главком.
И также хочется обратить внимание читателя, что массовые забастовки проводились с участием работников целой отрасли, когда наемные сотрудники буквально ставили ультиматум чиновникам: останавливали поезда, заводы, фабрики при поддержке профсоюзов.
Можно долго рассуждать о том, почему в Украине в 2018 году профсоюзы чаще всего существуют лишь как формальные структуры, которые фактически не защищают права работников. И если никто из общественных организаций, а лучше – профсоюзов, — не встанет на защиту прав наемных работников, правительство В.Гройсмана продолжит политику повышения тарифов (как это происходит, например, с подорожанием газа на 23,5% с 1 ноября 2018 года), что при бесконтрольной инфляции сделает украинцев еще беднее: все товары и услуги продолжат дорожать, а покупательская способность людей будет снижаться.
На фоне же того, что правительство совместно с парламентом уже внедрили новые подходы к начислению пенсий, назвав этой реформой и пообещав золотые горы стареющему населению, мы, украинцы уже загнаны в глухой угол: нам подняли пенсионный возраст до 60 лет, оставив только одну возможность уйти на пенсию при приближении старости – выкупить недостающий стаж. Но у населения остались вопросы к правительству: где же брать деньги на эту «реформу» и почему государство не гарантирует населению безбедную старость, хотя согласно Конституции у государства это обязательство есть?