Цена жадности: как уничтожался отечественный автопром

Технология получения большей прибыли от производства молока, при которой корову рекомендуется меньше кормить и больше доить, за последние шесть лет была с успехом применена к украинскому автопрому, в результате чего объемы производства сократились почти в 10 раз.
На это повлияли в первую очередь именно внутренние факторы, а отнюдь не «злобные происки» России, которая ввела у себя утилизационный сбор на автомобили (хотя некоторое влияние данного фактора тоже наблюдается). Основой для заката отечественного производства легковых и грузовых автомобилей стала именно политика правительства, направленная на последовательное уничтожение данной отрасли. Попытки исправить ситуацию в этом году, за счет введения заградительных пошлин на импортные малолитражки и местноукраиского утилизационного сбора только ухудшили ситуацию. Впрочем, никак иначе они повлиять и не могли, так как любой протекционизм хорош к определенному месту и времени не сам по себе, а как часть более широкой программы поддержки отрасли. А вот ее как раз и нет.
Статистика неумолима: за семь месяцев 2013 года в Украине произведено 23 311 автотранспортных средств, что на 50% меньше аналогичного показателя 2012 года. Об этом
color="#0000ff">сообщает пресс-служба ассоциации «УкрАвтоПром». Но сокращается не только производство, падают и продажи: в июле 2013 года спад в сегменте новых авто по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 15,5% (всего продано 17 984 штук).
Падение началось не сегодня. Оно началось с момента вступления Украины в ВТО и сейчас только продолжается. При этом, цены на новые автомобили в Украине выше в 1,5-2 раза, чем в соседних странах, а на подержанные авто – разница может достигать 3-5 раз и более за аналогичные модели с равным пробегом и износом. Причем же здесь госполитика? Цифры скажут лучше всего. Согласно условиям вступления в ВТО, Украина уменьшила уровень импортных пошлин на авто с 25% в 2007 году до 5-10%. То есть импортные авто должны были бы стать дешевле на 15-20% в абсолютном выражении. Но… этого не произошло! Подросли в цене отечественные авто. Покупатель, что естественно в таких условиях, предпочел импорт. Что хорошо иллюстрирует приведенная ниже таблица1.
Таб.1 Наполнение рынка легковых авто в 2007 и 2012 гг в тыс. шт.
group>
width="204" />
width="205" />
width="205" />

2007

2012

Производство

380,0

69,7

Экспорт

68,6

27,2

Импорт

217,6

205,0

Внутреннее потребление

529,0

247,5

Доля импорта, %

41,1

82,8

Доля собственного производства, %

58,9

17,2

Как видно, за пять лет производство отечественных авто сократилось в 5,5 раз, а импорт упал всего на 5%. При снижении производства украинских авто в этом году на 50% (о чем шла речь в начале статьи) как раз на десятикратное падение с 2007 по 2013 и выйдем. На первый взгляд, хочется обвинить производителей, мол, они такие жадины и задирают цены. Но… следующая таблица поможет убедиться в том, что это несколько не так.
Таб 2. Сравнение условий работы украинского автопрома с РФ, Китаем, Узбекистаном
group>
width="112" />
width="105" />
width="123" />
width="123" />
width="123" />

Украина

Россия

Китай

Узбекистан

Ввозная пошлина на импорт оборудования для производства, %

3-5

0

0

0

НДС на импорт оборудования для производства, %

18-20

0

0

0

Пошлина на импорт новых авто,%

0-10

30-50

30

30 + от $1,5 до $3 за 1 куб.см. двигателя в зависимости от класса авто

Налог на прибыль, %

21

0 (на реинвестируемую в производство прибыль)

0 (на реинвестируемую в производство прибыль)

0 (на реинвестируемую в производство прибыль)

Как видно из таблицы, самая большая фискальная нагрузка и самые низкие заградительные пошлины приходятся именно на украинский автопром. Который просто не может себе позволить быть конкурентоспособным в таких условиях. У него банально не хватает денег на модернизацию производств. Следовательно, себестоимость украинских авто изначально выше, чем у конкурентов. Это и есть несомненна заслуга украинского правительства.
Если и дальше пытаться защитить местного автопроизводителя только с помощью роста размеров пошлин и других сборов, то он просто вымрет, не выдержав борьбы. Так как конкуренты могут себе позволить снижать цены, чтобы их продукция была доступна для потребителя, а украинский автопром – не может. Попытки же поднять импортные пошлина до 30-50% вызовут такую ответную реакцию в странах ВТО, что о собственном экспорте целого ряда других товаров можно будет просто забыть. Его не будет. «Покращення» — впереди.

1 По материалам Комитета Верховной Рады по иностранным делам

Читайте также по теме