Визуальные иллюзии не дают людям прямого доступа к реальности, поскольку мозг в поиске истинной сущности внешних предметов способен менять свое представление о них.
Об этом сообщает Daily Mail.
Издание ссылается на выводы ученых Кима Рэнсли и доктора Алекса Хокомба из Школы психологии в Сиднейском университете.
По их мнению, источником иллюзий следует считать не внешний мир, а работу мозга.
Мозг вместо того, чтобы обрабатывать информацию, полученную по зрительному каналу, в том виде, как она поступила, пытается определить, что на самом представляют собой внешние предметы, каковы их формы и детали. И если информация, полученная по зрительному каналу, не является однозначной для данного индивидуума с его опытом, мозг делает выводы, которые можно обозначить как «обоснованные догадки». Три приведенных ниже рисунка демонстрируют эту способность мозга.
Так, ученые выяснили, что мозг может спутать на фотографии изображения мужчины и женщины на фото1.
Фото1.
В этой иллюзии Ричарда Рассела одно и то же лицо кажется женским, когда тон кожи становится более светлым (левое изображение) и мужчиной, когда тон кожи становится темнее (правое изображение). Иллюзию создает то, что изменение тона кожи влияет на контраст элементов лица и показывает разницу между самыми темными частями лица (губы и глаза) и самыми легкими частями (кожей). Мало кто считал бы контраст лица как определяющую черту любого пола, но на самом деле контраст в среднем выше у женщин, чем у мужчин.
Даже не осознавая этого, наш мозг настроен на разницу в контрасте между полами, и поэтому контраст цвета лица — это один из способов, который мозг использует для определения пола. Когда другие сигналы отсутствуют, контраст может быть решающим фактором. Возможно, самое интересное в этой иллюзии то, что контраст цвета между элементами лица помогает нам определить пол человека лица, а сам сигнал контраста оценивается бессознательно.
Фото2.
На примере иллюзии Коффера (фото2) ученые показали, как человеческий мозг может буквально изменять изображение на картине, стремясь четко обозначить название и суть объектов. Это картина с серией прямоугольных дверных панелей, и некоторые действительно несколько секунд видят тут только прямоугольники, но через несколько секунд представление вашего мозга о картинке может измениться, чтобы дать вам опыт из 16 кругов вместо 16 прямоугольников. Во времена древних римлян эта картина пользовалась большой популярностью именно потому, что разные люди видели разные изображения.
Причина возникновения иллюзии об изображении на этой картине в том, что мозг всегда стремится идентифицировать объекты, дать им четкие названия. В этой же картине пиксели сгруппированы для формирования ребер и контуров, фигур, объектов. Но контуры и ребра объектов сформированы неправильно, то есть не так, как в обычных прямоугольниках. В итоге одни люди видят на картине прямоугольники, другие – круги.
Мозг по-разному интерпретирует суть этих объектов: одни видят прямоугольники, похожие на дверные панели, другие – реже – круги. Но круги с таким набором линий в жизни встречаются редко, поэтому люди чаще видят на этой картине прямоугольники.
Это может быть связано с тем, что прямоугольники (в том числе те, которые мы видим в дверных панелях) часто встречаются чаще, чем круги в нашей повседневной среде, и поэтому мозг предпочитает группировку, которая обеспечивает прямоугольные формы.
Фото3.
Далее ученые показали, как мозг может «видеть» на одной картине или одно лицо человека, или двоих целующихся. Например, в маске любви Джанни Сарконе.
Иллюзия работает аналогично иллюзии Коффера — контуры изображения могут быть сгруппированы по-разному, оставляя мозгу выбор для идентификации объектов.
Похоже, что некоторые люди тут видят одно лицо, а другие – целующуюся пару, мужчину и женщину. То есть изображение свободно «переворачивается» между двумя правдоподобными альтернативами, отмечает издание.
По мнению ученых, мозг в этих трех случаях использует Flipping (перелистывание образов – авт.) – свой способ справиться с двусмысленностью. Другие части мозга имеют механизмы, которые усредняют неоднозначную информацию, или просто выбирают наиболее вероятное представление и игнорируют все альтернативы.
Преимущество Flipping заключается в предоставлении последовательной информации о том, каким может быть изображение, что может быть полезным для взаимодействия с миром.
Вместе эти три иллюзии демонстрируют, что визуальная обработка мозгом внешнего предмета имеет цель определить, что представляет собой объект. То есть вместо беспорядочного положения пикселей люди получают сложные визуальные впечатления, видя круги, прямоугольники, лица. Но это всего лишь попытка мозга «подогнать» объекты внешнего мира под опыт конкретного индивидуума, показав ему то, к чему он (его мозг) больше привык.