Ученые выяснили, как формируются самые ранние детские воспоминания

Британские ученые попросили более 6000 добровольцев разных возрастов рассказать о своем первом воспоминании и выяснили, что почти 40 процентов из них происходили в возрасте до трех лет.

Об этом сообщается  в журнале Psychological Science.

По мнению ученых, в этом возрасте воспоминания эпизодической памяти еще не формируются, из чего можно сделать вывод, что они выдуманные.

Способность к формированию автобиографических воспоминаний (воспоминаний, хранящихся как в эпизодической, так и в семантической памяти) обычно развивается в возрасте от трех до четырех лет. В пользу этого, говорит, к примеру, тот факт, что дети, с которыми произошло интересное событие до трех лет, не могут вербально воспроизвести его ни в течение полугода, ни в течение одного года. 

Тем не менее, в исследованиях ранних воспоминаний практически всегда присутствует определенный процент людей, которые сообщают о том, что помнят события из жизни, которые случились с ними в возрасте до трех лет. Такие воспоминания обычно связаны с важными событиями: к примеру, появлением брата или сестры. Психологи из Лондонского университета под руководством Мартина Конуэя (Martin Conway) решили подсчитать долю людей, сообщающих о первых воспоминаниях в слишком раннем для формирования автобиографических воспоминаний возрасте. Для этого они опросили 6641 человека. Обычно в подобных исследованиях участвуют молодые люди или дети: автобиографические воспоминания со временем забываются и лучший способ достать самое раннее из них — обратиться к памяти как можно раньше. В этот раз ученые решили пригласить к участию всех желающих любых возрастов (от 11 до 100 лет).

Участники прошли небольшой онлайн-опрос, в ходе которого их попросили описать своего самое раннее воспоминание в деталях, а затем — рассказать, сколько им было лет на тот момент. Ученые выяснили, что около 40 процентов респондентов сообщили о том, что они хранят свое первое воспоминание с двухлетнего возраста, а 893 человека сообщили, что помнят что-то, что произошло с ними в возрасте года. Большинство (52 процента) таких невозможно ранних воспоминаний были связаны с колыбелью или детской коляской, а остальные — с родителями или грустным событием. В возрасте от трех до пяти лет (стандартном для формирования первых автобиографических воспоминаний) у людей формировались воспоминания об игрушках, праздниках, доме и рождении еще одного ребенка в семье.

Авторы работы предлагают три объяснения тому, что участники сообщили о невозможно ранних воспоминаниях. Одна из самых распространенных ошибок связана с датами: участники могли перепутать собственный возраст при извлечении воспоминаний. Это подтверждается еще и тем, что все воспоминания из возраста до трех лет — абстрактные и не привязанные к конкретным и важным событиям из жизни. Тем не менее, такое объяснение скорее случайное, нежели систематическое. Также появление придуманных воспоминаний ученые объясняют тем, что, вероятно, собранная группа респондентов отличается стремлением к глубокому анализу собственных воспоминаний. Величина выборки, однако, достаточно большая для того, чтобы распределение было случайным. Наконец, третье объяснение заключается в том, что воспоминания — выдуманные (авторы используют именно этот термин вместо слова «ложные») и формируются по «кусочкам» из ранней эпизодической и семантической памяти о собственном детстве.

Неспособность хранить воспоминания из раннего детства обычно называют инфантильной амнезией. Тем не менее, даже в младенчестве дети могут эффективно пользоваться памятью и другими когнитивными функциями. К примеру, уже до окончания первого года жизни младенцы используют нисходящее внимание для визуального поиска, а также пополняют словарный запас во время сна.

Читайте также по теме