Три последних года подряд растет товарооборот не в пользу Украины. Если Украина выходит из этих Соглашений, она ослабляет свои позиции на соответствующих рынках.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA рассказал экономист Сергей Белашко.
«По итогам 2018 года дефицит торговли с Россией достиг 4 миллиарда долларов. И вот уже последние три года, то есть в 2014 году был провал, в 2015 году тоже все это было печально. А начиная с 2016-го, 2017-го, 2018-го – три года подряд растет товарооборот, причем он растет не в пользу Украины», — сказал Сергей Белашко.
По его словам, из Российской Федерации идет не сырье, а продукция с высоким уровнем передела, большой добавочной стоимостью. К примеру, телевизоры, бытовая техника, электроника, продукция машиностроения, запчасти, агрегаты, а также химическая продукция, нефтехимия, минеральные удобрения.
«Соответственно, если Украина выходит из этих Соглашений, она ослабляет свои позиции на соответствующих рынках. А это значит, что украинские товары будут с еще большими проблемами попадать на рынки России, Беларуси, Казахстана, Средней Азии, Закавказья и так далее. Но если Украина ставит какие-то перепоны российским товарам, то они благополучно проходят через Беларусь. Либо не проходят, если на то нет воли российского руководства, так, как это было с горюче-смазочными материалами», — рассказал эксперт.
Он также отметил, что на протяжении пяти лет войны на Донбассе военная техника заправляется именно российским дизельным топливом.
«Уже пятый год крики про украино-российскую войну за независимость, а все танки, БТРы и так далее они заправляют российским дизельным топливом. Если бы действительно была какая-то война, то, естественно, ни капли этого топлива из Росси не поступало бы. А так почему правительство ограничивает все поставки? Потому что на этом зарабатывает Беларусь», — рассказал Сергей Белашко.
То есть, как пояснил Белашко, белорусские МТЗ покупают сырье по внутрироссийским ценам, перерабатывают его, а потом по мировым ценам продают украинским потребителям, в том числе и Министерству обороны Украины.
«Посмотрите на железную дорогу в сторону Конотопа и поинтересуйтесь, какая там маркировка на вагонах и цистернах. Это всё «Роснефть», «Уралкалий» и так далее. Минеральные удобрения, нефтепродукты, уголь – все идет оттуда. Эшелоны идут с достаточно регулярной периодичностью. Таким образом Украина в очередной раз выстрелила себе в ногу, ослабив свои позиции в торговых отношениях с СНГ», — заключил Сергей Белашко.
Напомним, Украина вышла из Соглашения о поставках товаров между организациями стран СНГ.
Указанное соглашение 1992 года определяло принципы заключения, внесения изменений и расторжения межгосударственных торгово-экономических соглашений стран СНГ, в частности объемы, лимиты, сроки поставок товаров, а также закрепляло конкретных поставщиков за определенными покупателями.
По оценке Минэкономразвития, положения указанного Соглашения содержат устаревшее регулирование времен плановой экономики, не отвечающее современным принципам рыночной экономики в Украине.