ГолосUA
10:38 01/10/2025

Украинские банкиры начали метить клиентов и не отдавать им деньги со счетов, закрытых из-за финмониторинга — СМИ

У украинцев появились новые проблемы с получением своих денег с банковских счетов: людям отказывают в выдаче наличных при принудительном закрытии счета, когда возникают вопросы по финансовому мониторингу. Одни называют это явление каруселью финмона, другие  — веерными блокировками, пишут СМИ.

Тему обсуждают на форумах банковских клиентов, а также подтверждают сами банкиры.

Веерные блокировки выглядят так: банк обвиняет клиента в нарушении правил финансового мониторинга, блокирует счет и требует предоставить документы, объясняющие его операции. Если документы не подходят или не предоставляются, клиенту принудительно закрывают счет. После этого начинаются проблемы: людям отказываются выдавать деньги наличными и настаивают на безналичном переводе в другой банк либо на другой счет клиента. После перевода суммы история повторяется: другой банк тоже блокирует счет, поскольку при переводе средств видит на переводе пометку о нарушениях финансового мониторинга.

Например, бывший клиент «Райффайзен Банка» в своей жалобе сообщил, что Sense Bank после перевода остатка средств заблокировал счет в течение месяца.

decoding="async" src="https://strana.news/img/forall/u/11/33/63a4026c-ab6e-4062-94cd-4789e41d033c.jpg" />

А вот бывший пользователь «Приватбанка» рассказал о практически мгновенной блокировке в «А-банке».

«Сразу после зачисления средств «А-банк» заблокировал мой счет и начал требовать документ, который подтверждает происхождение денег. Предоставить такой документ я не мог, поскольку работаю неофициально. В результате мне заявили, что банк прекращает со мной деловые отношения и закрывает счет. Я просил, чтобы остаток средств выдали наличными, но работница банка прямо ответила, что наличными не выдадут принципиально, и это делается как наказание за то, что я не могу подтвердить происхождение средств», — поведал клиент «Приватбанка» и «А-банка» под ником apresting.

decoding="async" src="https://strana.news/img/forall/u/11/33/87b68a98-69e1-4ee4-b623-7ebefdd80587.jpg" />

Таким образом, банки открыто идут на нарушение постановления Нацбанка №65, в соответствии с которым физлицо имеет право вернуть средства после принудительного закрытия счета двумя способами: безналичным переводом и наличными в кассе (согласно постановлению НБУ №18, до 100 тысяч гривен в день).

Неофициально банкиры признают это и сообщают, что такую практику негласно поощряет Нацбанк, который никак не создаст так называемый реестр дропов. В этот реестр хотят внести не только собственно дропов, но и нарушителей финмониторинга.

«Нацбанк ничего не имеет против, чтобы мы метили клиента-нарушителя и передавали эти данные друг другу при перечислении средств. Есть установка так наказывать. Человека будут гонять из банка в банк, и в итоге он может так и не успеть получить свои средства после блокировки», — рассказал журналистам директор казначейства одного из крупных банков.

Людям дают три ключевых совета в таких случаях:

  1. Не сообщать банку при открытии счета, что у вас есть счета в других банках.
  2. После принудительного закрытия счета не соглашаться на безналичный перевод в другой банк. Настаивать на выдаче наличных через кассу, на что каждый имеет полное право в размере до 100 тысяч гривен в день.
  3. Идти в суд. Юристы уже начали выигрывать у банков суды по искам клиентов.

«Действительно, остаются три варианта. Клиент не обязан указывать наличие счетов в других банках, когда приходит в новый банк и заполняет анкету. Нужно не соглашаться на исключительно безналичный перевод средств в другой банк при принудительном закрытии счета и обязательно требовать предоставить возможность получить средства наличными через кассу. Если это не работает, то идти в суд и там не только настаивать на возврате средств наличными, но и на взыскании с банка пени и штрафов за незаконное удержание средств — это 3% от суммы за каждый день удержания средств согласно закону о защите прав потребителей. Выиграть у банка суд — реальная история. Новых судебных кейсов по отказам в выдаче наличных еще нет, зато уже есть позитивная для людей практика восстановления деловых отношений и, соответственно, разблокировка счетов», — рассказал старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Ранее также сообщалось, что с января 2025 года в Украине ужесточат финмониторинг.

Читайте также по теме