ВРУ приняла во втором чтении закон «О развитии индивидуальных траекторий». Если закон примут, студентов ждут существенные изменения. Например, они смогут учиться по индивидуальному плану и сами выбирать продолжительность обучения.
Предлагаемые Верховной Радой изменения в комментарии РБК-Украина анализирует доктор экономических наук, проректор Киевского аграрного университета Национальной академии аграрных наук Украины Иннола Новикова.
Что изменится для студентов: главное
Стандарты высшего образования будут постепенно обновлять в течение следующих месяцев. В Министерстве образования и науки говорят, что преподаватели получат больше возможностей, а студенты будут иметь высшее качество образования.
«Прежде всего хочу отметить, что законопроект принят уже во втором чтении, но на сегодняшний день в учреждениях высшего образования не предусмотрен механизм внедрения этих изменений. Их еще предстоит разработать», – говорит Иннола Новикова.
Студенты смогут индивидуализировать образовательные траектории с помощью междисциплинарных образовательных программ.
Должны создать модель «вступления в отрасль» через междисциплинарную образовательную программу. Она предполагает выбор специальности не сразу, а после одного или полутора лет обучения в университете. Также, по планам, на бакалаврском уровне появятся междисциплинарные образовательные программы, отвечающие конкретным запросам регионов, работодателей.
«Это очень хорошая и интересная идея. Она должна дать возможность студентам изучать именно эти дисциплины, которые им будут необходимы в будущем. Студенты могут сначала поступить на отрасль или направление образования и только после ознакомления с основными специальностями и программами сделать конкретный выбор в пользу той, которая будет интересна и полезна для них в перспективе», – считает собеседница.
Например, студент поступает на направление 07 «Управление и администрирование», а затем уже выбирает, будет ли он учиться на образовательной программе 071 «Учет и налогообложение», или 072 «Финансы, банковское дело и страхование», 073 «Менеджмент». Или выбрать междисциплинарную образовательную программу, например, «IT менеджмент» и любые другие.
В целом, эта идея не новая. В некоторых странах ЕС есть система специализации и выбора образовательной программы в течение одного или двух лет после поступления. Также студенты в Украине будут иметь возможность расширить свои компетентности за счет изучения дисциплин по другим образовательным программам, получить знания по другим специльностям.
«Сейчас важно иметь дополнительные знания к профессиональной подготовке, это и ИТ, и психология, и охрана окружающей среды и многое другое», – убеждена Новикова.
Студенты смогут воспользоваться более гибкими темпами учебы и сохранить сроки обучения.
Студенты контрактной формы смогут самостоятельно определять продолжительность обучения в университете: закончить 4-летнюю бакалаврскую программу за три года или совмещать обучение с работой и завершить необходимые 240 кредитов ЕКТС за 6-8 лет.
«Это особенно актуально, потому что не все студенты имеют возможность овладевать знаниями в том темпе, которому предлагают заведения высшего образования. Не все могут присутствовать на занятиях, кто-то имеет более совершенные базовые знания и может быстрее освоить нужные компетенции в рамках конкретных дисциплин, кому-то для обучения нужно больше времени. Именно поэтому студенты могут самостоятельно выбрать время обучения», – обращает она внимание.
Важно. Эта норма относится только к контрактной форме обучения и не применяется для регулируемых специальностей, таких как право, медицина, правоохранительная деятельность и так далее.
Участники академической мобильности смогут признать результаты обучения, полученные в формальном, неформальном и информационном образовании.
Это особенно актуально для студентов, объединяющих обучение в украинских вузах и за рубежом. Для этого будет создан соответствующий порядок.
«Эта норма, наверное, связана с одной стороны с военным положением и тем, что сейчас много украинцев учится за границей. А с другой – с расширением международного сотрудничества между заведениями Украины и других стран. Студентам это позволит перезачислить дисциплины в украинских заведениях Также это, на мой взгляд, будет стимулировать пересмотр планов обучения, чтобы адаптировать их к международным стандартам как по названию, так и по сути», – комментирует Иннола Новикова.
Изменения для заведений высшего образования:
университеты получат большую автономию. Выборочных дисциплин должно стать больше.
«Частично могу с тем согласиться. Это и правда позволяет вузам расширить самостоятельность в направлении увеличения избирательных дисциплин, усовершенствование образовательных программ с целью получения необходимых компетентностей студентами. Но это может привести к тому, что студентам при избрании дисциплин будет трудно формировать компетентности, которые есть обязательными», – добавляет специалист.
По ее словам, украинские заведения высшего образования сейчас находятся в условиях жесткой конкуренции с иностранными. И необходимо очень быстро адаптироваться к изменениям.
«Поэтому реформы нужны. Стоит только не забывать, что все изменения должны быть к лучшему и позволять совершенствовать, а не ухудшать ситуацию в высшем образовании», – отмечает доктор наук.
Мы также сообщали, что на выезд за границу из Украины могут осуществлять только студенты государственных и коммунальных ВУЗов.
Напомним, временные экзаменационные центры за пределами Украины будут созданы в 57 городах 32 стран.
Основная сессия НМТ продлится с 14 мая по 25 июня 2024 года, а дополнительная с 11 по 19 июля 2024 год.