Ученых-педагогов шокировало решение закрыть те учебные заведения, которые специализируются на последипломном образовании.
«После громких заявлений о реформах школы, профессионально-технического и высшего образования, информационного затишья относительно коррупционного скандала вокруг Украинского центра оценивания качества образования профильное министерство при поддержке общественности (членов коллегии МОН) наконец то обратило внимание на последипломное образование и приняло решение… закрыть как рудимент советской системы те учебные заведения, которые обеспечивают данное направление», — говорится в комментарии Центра экспертизы образовательных реформ, которым располагает информагентство «Голос UA».
Так, директор Центра экспертизы образовательных реформ Людмила Ващенко отмечает, что действующая система последипломного образования, безусловно, не выдерживает никакой критики. За годы независимости она растеряла свои достоинства. Многие руководители, «прикупив» все возможные ученые степени и звания, стали местечковыми царьками и на долгие годы обеспечили себе статус, благополучие и свободный доступ к государственным ресурсам. Однако в этой системе работают также высокопрофессиональные специалисты и уничтожать данное направление нецелесообразно.
«Именно система последипломного образования является местом, в котором концентрируются информационные потоки относительно потребностей рынка труда, образовательной практики, новых запросов на научные разработки, возможностей оптимизации форм и методов управления образованием. Более того, в этой системе работают специалисты с высоким научно-педагогическим потенциалом», — заявила Л. Ващенко.
Эксперт также подчеркнула, что уничтожая систему последипломного образования, Украина тем самым вступает в конфликт с рядом международных соглашений и взятых на себя обязательств в сфере развития политики профессионального образования и обучения.
«Именно человеческий капитал признан ключевым активом страны. А развитие человеческого капитала путем усовершенствования профессионального образования является приоритетным направлением национальной политики Украины», — подчеркнула Л. Ващенко.
Также следует отметить, что согласно результатам международных исследований The Torino Process – 2014, наиболее комплексно и системно вопросы образования на протяжении всей профессиональной деятельности человека отображаются в практике ряда стран Восточной Европы, в т. ч., и в Украине.
«Таким образом, логично предположить, что именно потенциальные возможности нашей системы ПО и факт отсутствия такого опыта в европейских странах позволили бы нам одновременно с развитием потенциала стать партнерами по обмену опытом. А мы наоборот, как и много лет подряд, берем на себя лишь роль технического исполнителя чьих-то рекомендаций. В то же время, ученые отмечают, что остаются проблемами законодательное урегулирование системы последипломного образования, полноценное обеспечение его качества, несогласованность учебных программ с производственной практикой, низкий уровень доходов преподавателей, отсутствие интереса молодых к данному сектору образования, аморфность рынка труда относительно определения необходимых навыков, отсутствие которых у специалистов ограничивает Украину в полноценной реализации человеческого потенциала», — резюмировала Л. Ващенко.