С начала 2023 года население подало в Национальный банк 413 жалоб на применение финучреждениями мер в рамках финансового мониторинга — это максимум последних лет.
Об этом по запросу «Минфина» сообщили в НБУ.
413 обращений — это в 1,4−2,3 раза больше, чем в предыдущие периоды, динамика следующая:
2021 год — 288 обращений;
2022 год — 181 обращение;
2023 год — 413 обращений.
В Нацбанке рассказали, как распределяются 882 обращения граждан, собранных в 2021—2023 годы:
462 — на банки с государственным капиталом;
243 — на банки с частным украинским капиталом;
167 — на банки иностранных банковских групп;
10 — без указания банков.
«По нашему мнению, больше жалоб поступает на банки с государственной долей капитала, поскольку они обслуживают больше физических лиц», — объяснили в Национальном банке.
На 1 сентября 2023 года лидером по числу вкладчиков-физлиц был государственный Приватбанк, который обслуживал 24,2 млн человек. А 5-ка крупнейших банков по этому показателю выглядела так:
Приватбанк — 24,2 млн вкладчиков;
Ощадбанк — 12,7 млн вкладчиков;
Универсал Банк (monobank) — 7,6 млн вкладчиков;
А-Банк — 3,2 млн вкладчиков;
Райффайзен Банк — 3 млн вкладчиков.
Регулятор также уточнил для «Минфина» вопросы, которых чаще всего касаются жалобы населения на банковский финмониторинг:
Невозможность/нежелание человека предоставить документы по запросу банка, подтверждающие происхождение средств, или непонимание клиента, какие именно документы требует банк.
Невозможность проведения дистанционной идентификации при открытии счета или актуализации данных.
Отказ в проведении финансовых операций на основании утративших силу документов. Например, паспорта без вклеенного фото в 25 и 45 лет.
Безосновательное, по мнению жалобщика, блокирование операций по счетам.
Добавим, в МВФ сообщили, что на экономическую устойчивость Украины плохо влияют незавершенные реформы, коррупция и война.