В течение июля 2024 года использование незаконных GPS, используемых для запутывания воздушных целей, выросло на 400%, что создает дополнительные проблемы для гражданской авиации.
Об этом сообщает Reuters.
Системы GPS часто используют над зонами вооруженных конфликтов для сбивания воздушных целей с курса (в частности ракет, беспилотников).
«Мы слишком много думаем о GPS как об источнике определения местонахождения, но на самом деле это источник времени.
Мы начинаем видеть сообщения о том, что часы на борту самолетов во время фальсификаций начинают делать странные вещи», — сказал Кен Манро, основатель Pen Test Partners, британской фирмы по кибербезопасности, во время презентации на хакерской конференции DEF CON в Лас-Вегасе в субботу.
В интервью Reuters Манро привел пример недавнего инцидента, когда бортовые часы самолета крупной западной авиакомпании внезапно перевели на годы вперед, в результате чего самолет потерял доступ к своим системам связи, зашифрованным в цифровом виде. По словам Манро, самолет стоял на земле несколько недель, пока инженеры вручную перезагружали его бортовые системы. Он отказался назвать авиакомпанию или самолет, о котором идет речь.
В апреле авиакомпания Finnair временно приостановила полеты в восточный эстонский город Тарту из-за подделки GPS, в которой Таллинн обвинил Россию.
Запутывание самолетов с помощью GPS не приведет к авиакатастрофе, но создаст небольшую путаницу. При этом, такая путаница может начать «эффект домино», когда меньшие события становятся причиной для более трагических.
Добавим, в мае 2024 года сообщалось, что пилоты самолетов не могут полагаться на сигналы GPS, поскольку проблема с отменой гражданских авиарейсов из-за глушения сигнала растет.