В польском законе об Институте национальной памяти не упоминается «бандеровская идеология», поскольку в ином случае данный закон рассматривался бы как тоталитарный инструмент.
Такую точку зрения в комментарии корреспонденту ГолосUA высказал директор института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов.
«Что касается предоставления закона в Конституционный суд, так Дуда это обещал. Конституционный суд это будет рассматривать, сроки неизвестны. Данный суд является независимым учреждением, соответственно этот закон опубликован и будет применяться. Что может сделать Конституционный суд? Это зависит от его подхода, они могут внести те уточнения, о которых говорили польские представители, когда речь шла о том, как этот закон будет применяться. В законе способы применения не записаны. Могут быть какие-то уточнения и разъяснения. Если бы там была «идеология», то данный закон рассматривался как тоталитарный инструмент и подвергался бы жесткой критике со стороны правозащитных организаций, поскольку идеология не может быть запрещена. Поскольку она является отражением мысли, а не проявлением каких-то действий», — заявил эксперт.
По словам С. Толстого, «Бандера» и «идеология» в законе не употребляются, но действия Бандеры и его приговор косвенно признается действенным.
«Приговор к смертной казни замененный на пожизненное заключение в результате амнистии, по сути смерти Пилсудского, вот и все. Идеология там не упоминается», — отметил он.
Напомним, президент Польши Дуда подал в Конституционный суд обращение с просьбой проверить на соответствие Конституции статьи закона об Институте национальной памяти, которые содержат упоминание об «украинских националистах» и слова «Восточная Малопольша». Соответствующий иск опубликован на сайте суда.
«Этому закону также вменяется несоответствие … 2) статьи 1 п. 1 в части, касающейся слов «украинских националистов», и статьи 2а в части, касающейся слов «украинские националисты», а также слов «Восточной Малопольши» статьям 2 и 42 п. 1 Конституции в связи со статьей 31 п. 3 Конституции», — говорится в описании к делу.
Отметим, что ст. 2 Конституции РП говорит о том, что Польша является демократической страной, которая обеспечивает выполнение принципов социальной справедливости. В ст. 42, п.1 определяется, кто в Польше подлежит уголовной ответственности, а ст. 31, п. 3 Конституции предусматривает ограничения относительно пользования конституционными свободами человека и определяет, когда такие ограничения могут наступить.
Ранее глава МИД Польши Яцек Чапутович заявил, что Конституционный суд Польши может принять во внимание опасения украинцев относительно закона и несколько изменить его.
6 февраля президент Польши Анджей Дуда подписал скандальные поправки в закон об Институте национальной памяти Польши, который среди прочего предусматривает наказание за отрицание преступлений украинских националистов. В то же время он направил закон в Конституционный суд на проверку.
Закон среди прочего предусматривает наказание за отрицание преступлений украинских националистов, а также штрафы и тюремные сроки за публичные заявления о причастности поляков к Холокосту.
Украина ранее призвала польского президента не подписывать принятые парламентом изменения.