В Украине растет число случаев нападений и физической агрессии по отношению к журналистам, а до суда не доходит 96% уголовных производств по нападению на журналиста или препятствованию его работе.
Об этом сообщают «Украинские новости».
Рост нападений на работников СМИ зафиксировал в 2017 году Национальный союз журналистов: всего было задокументировано 90 случаев физической агрессии по отношению к журналистам.
Этот же тренд отражает и прокурорская статистика, которая включает отчеты полиции. Если в 2015 году согласно прокурорской статистике было зафиксировано 135 случаев нападения и препятствования работе журналистов, то в 2017 уже 284 случая угроз, повреждения техники и других фактов препятствования журналистской деятельности.
Главной «журналистской» статьей в Уголовном кодексе была и остается статья 171 «Препятствование законной профессиональной деятельности журналистов». Именно по ней возбуждается подавляющее большинство дел. По этой статье в 2017 году было зарегистрировано 219 уголовных производств. На 24% больше, чем в 2016 году и на 82% больше, чем в 2015. При этом стали охотнее вносить в ЕРДР «журналистские» дела и по 4 статьям, которые в УК появились в 2015 году.
В органах следствия утверждают, что большинство «журналистских» дел закрываются на стадии следствия из-за переквалификации на другие, более суровые статьи Уголовного кодекса. Но проверить это не возможно. К Единому реестру досудебных расследований доступ имеют лишь следователи. До судов доходит 4% дел.
Доходят до суда только единицы полицейских расследований по нападению на журналиста или препятствованию его работе.
По статье 171 каждый год в суды попадает лишь 5-6 дел. Если в 2015 году это было 4% от всех начатых уголовных производств, то уже в 2017 году этот показатель опустился до 2,7%. То есть шанс добиться справедливого наказания для напавшего на журналиста имеет лишь каждое 37-е (!) дело.
Чуть хуже картина по «новым журналистским» статьям. Если в 2016 году в суд пошли 6 таких дел, то в 2017 году – лишь 2.
По данным Государственной судебной администрации о количестве лиц, которые понесли наказание за преступления против журналистов, и приговоры в отношении которых вступили в силу.
Из 27 дел, которых попали в суды в 2015-2017 годах, были признаны виновными в нарушении прав журналистов 10 человек. К сожалению, статистика не дает возможности сказать, в скольких делах эти 10 осужденных фигурировали. Некоторые из осужденных были освобождены от наказания по закону «Об амнистии в 2016 году».
В 2017 году в судах было рассмотрено 7 дел по статье 171. По трем из них квалификация «препятствование журналистской деятельности» признана ошибочной, в одном случае обвиняемый признан невиновным, в двух – признаны виновными, но освобождены от ответственности по амнистии и еще в одном случае подсудимый получил условное наказание.
По статье 345-1 «Угроза или насилие в отношении журналиста» рассмотрено два дела. Один из подсудимых получил условное наказание. И лишь в одном (!) из 9 дел подсудимый признан виновным и получил реальный срок.
Таким образом, становится очевидным, что полиция и прокуратура стали больше «журналистских» дел вносить в ЕРДР. Но 38% дел закрывается на первичном этапе. Еще 58% дел попадают в «висяки», расследуются годами с минимальным шансом попасть в суд. Около 4% дел попадает в суды. Иными словами 96% преступлений против журналистов остаются безнаказанными.
Напомним, оценка демократии в Украине снизилась впервые со времен Революции Достоинства в 2014 году.
Об этом говорится в ежегодном докладе «Страны переходного периода 2018» от Freedom House об оценке демократии в странах Центральной и Восточной Европы, Балкан и Евразии.
«Оценка демократии в Украине снизилась впервые после революции в 2014 году. Учитывая конфликт, который продолжается на востоке Украины под эгидой России, украинские политики манипулируют чувством патриотизма для травли неправительственных организаций и журналистов, обвиняя их в том, что они подрывают военные усилия государства», — отметили правозащитники.
Директор проекта «Страны переходного периода» Нейт Шенккан отметил, что нападения на гражданское общество и политических оппонентов «отвлекли фокус от процесса проведения институциональных реформ в Украине».
«Несмотря на то, что реформа децентрализации продолжается, прогресс в других ключевых сферах, включая борьбу против коррупции, замедлился. И хотя окно возможностей для Украины не закрылось полностью, оно значительно сузилось. Обвиняя неправительственные организации и журналистов в антигосударственных убеждениях, политики пытаются вытеснить законные голоса с публичных дебатов лишь по той причине, что они критикуют власть», — добавил он.