В Украине фиксируется разочаровывающее качество множества товаров и услуг — эксперт

Не нужно быть экспертом, чтобы дать одну общую оценку – разочаровывающее качество множества товаров и услуг. Соотношение некачественных и качественных не в пользу последних. 

Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявила Анна Исичко, эксперт Института общественно-экономических исследований.

«Очень сложно давать общую оценку, ведь каждый эксперт является одновременно и потребителем в самом широком смысле этого слова, что здорово сбивает настройки объективности. Не нужно быть экспертом, чтобы дать одну общую оценку – разочаровывающее качество множества товаров и услуг. Соотношение некачественных и качественных не в пользу последних», — подчеркнула эксперт. 

А.Исичко  привела данные отчета Госпотребинспекции за 2015 год.

«Согласно данным, территориальные органы этой инспекции рассмотрели 15327 обращений от граждан, а непосредственно инспекция – 2733 обращения, что в сумме дает 18058 обращений граждан в 2015 году. Однако, подобная официальная статистика не отображает реального количества нарушений, поскольку далеко не все пострадавшие обращаются в поисках справедливости в этот орган. Данные отчета содержат также общую сумму компенсированных при содействии Госпотребинспекции потребителям убытков, причиненных некачественной продукцией – 2416,24 тысячи гривен . Для сравнения, в 2014 году этот же орган обработал в общей сложности13861 обращений и способствовал выплате 3088,232 тысяч гривен, в 2013 — 35548 обращений и способствовал выплате 5873,116 тысяч гривен, в 2012 — 28705 обращений и  5902,8 тысяч гривен выплат. Как можем заметить, количество обращений в 2014 и 2015 годах существенно меньше, чем в предыдущие годы. Различные международные правительственные и неправительственные и национальные общественные организации, конечно, тоже проводят статистические исследования в различных сегментах потребительских рынков. Но даже при наличии общей сведенной статистики нарушений прав потребителей, ее показатели вряд ли будут носить полезную смысловую нагрузку. Она, скорее, будет пугать. К примеру, такой статистический факт, как «каждый час в мире умирает 1000 людей от загрязненной зараженной воды» ужасает. Статистика разрешенных в пользу потребителя жалоб и исков была бы более показательной», — сказала эксперт.

По словам А.Исичко, лучшее оружие против некачественных товаров и услуг в современном обществе — информированный, любознательный потребитель.

«Ни одно государство, никакие законы не сделают вместо гражданина его «работу» — проявлять активность в деле защиты своих прав. Государство на законодательном уровне создает механизмы, но воспользоваться ими должен потребитель сам. Сегодня соблюдение обязанностей потребителя является делом чести для большинства организаций защиты прав потребителей. Первое – это требовательна осведомленность. Потребители должны сознательно задавать, как можно больше вопросов, относительно качества товаров и услуг. Далее — социальная ответственность. Потребители должны быть социально ответственными, осознавая и учитывая влияние своих поступков на других граждан, в частности, что касается незащищенных групп общества, а также в контексте текущих экономических и социальных обстоятельств. И — экологическая ответственность. Нужно распространять понимание того факта, что каждое потребительское решение имеет свое влияние на окружающую среду. Это среду необходимо развивать гармонично и исходя из принципа сохранения, что является залогом улучшения качества жизни сегодня и в будущем. Последнее – это солидарность. Имеется в виду, что лучшие и наиболее эффективные меры можно реализовать только в сотрудничестве, объединенными усилиями потребительских организаций или групп потребителей, которые вместе являются более мощными и влиятельными в деле защиты прав потребителей», — добавила эксперт.

А.Исичко напомнила, что в 1962 году Джон Кеннеди определил как основные права потребителей — право на безопасность и качество товаров и услуг, право на достоверную информацию о них и право на судебное разбирательство своих исков.

«Вскоре этот перечень был дополнен правом на удовлетворение основных потребностей, правом выбора, правом на потребительское образование, правом на безопасную среду, правом на участие в разработке государственной политики, а также в разработке товаров и услуг. Увеличилось и количество сфер защиты прав потребителей — электронная коммерция, финансовые услуги, информация и коммуникации, виртуальные продукты и услуги. А в результате глобализации привычный для национальных потребителей формат отстаивания своих интересов усложнился, ведь границ для оборота товаров, работ и услуг становится все меньше», — сказала эксперт.

Читайте также по теме