Ситуация с карантином в Украине показала, что профильным министерствам нужно срочно разработать государственную программу цифровизации школ и дистанционного образования.
Об этом в комментарии ГолосUA сообщил экс-заместитель министра образования Украины Борис Жебровский.
«Сегодня без этого уже нельзя. Вот пандемия, вот карантин, и то, что можно было растянуть на пару лет еще в начале этого года, теперь, в сентябре, нужно, условно говоря, сделать за месяц. Поэтому госпрограмма дистанционного обучения и цифровизации школ должна быть скоро подана на рассмотрение правительства, если до сих пор есть школы, где нет интернета» ,- считает эксперт.
Б.Жебровский считает, что через 3 месяца карантина в Украине и через 3 месяца использования системы дистанционного образования чиновникам стоило бы обобщить полученный опыт. Это позволило бы увидеть, в каких регионах и населенных пунктах технически просто невозможно было обеспечить школьников качественным контентом и в целом возможностью дистанционного образования.
««Я бы сделал 3 шага, чтобы сделать систему дистанционного образования более совершенной. Первый. И это надо было уже сделать – обобщить тот опыт, который мы получили в результате карантина. А это же длилось 3 месяца, это был конец учебного года, это были экзамены, это были уроки по телевидению.
Вот как регионы, города, сёла организовывали эту работу. Кто-то, может быть, нашел выход: купил компьютер детям из бедных семей. Кто-то, может быть, подарил планшет, чтобы в классе в сельской школе, где 100 детей продолжали учиться. То есть все можно было организовать и наверняка где-то кто-то нашел выход из этой ситуации, когда не было технических возможностей, когда не было в семье компьютера и всего остального. И, на мой взгляд, первое, что надо делать, это учиться у людей, которые в самых тяжелых условиях находят какое-то решение. Но обобщение опыта не было сделано.
Ведь посмотрите, есть семьи, где школьники смогли смотреть по телевидению эти уроки. И, пожалуй, во время этой трансляции вскрылось многое и о профессии учителя, и о качестве этой работы. Но многие уроки шли по каналам, которых нет в большинстве тех же сёл. И если еще не везде есть интернет в том населенном пункте, где также нет указанных телеканалов, то дети тут обучались дистанционно без видеосвязи.
Но кто-то выходил из положения с помощью мобильного телефона, с помощью почтальонов, которые развозили задания школьникам, а потом собирали уже выполненные задания. Было по-разному. Поэтому в таких ситуациях начинают с понимания и знания, как в этих условиях нехватки средств какой есть практический опыт.
Второй шаг. Важно знание реального положения дел – буквально, по каждой школе, по каждому селу, по каждому региону, сколько не хватает… Другими словами, это означает провести аудит и выяснить реальное положение дел, а после этого принимаются решения руководителями. Я не уверен, что в теме обеспечения интернетом и дистанционного образования со временем не выскочат еще какие-то цифры, которые тоже заставят задуматься о проблемах дистанционного образования в Украине.
И третий шаг – Минцифры, Минобразования, Минэкономики, Минфинансов готовят срочно государственную программу цифровизации школ и организации дистанционного образования. Эту программу давно надо было разработать профильным министерствам в новом составе», — считает эксперт.
Б.Жебровский также напомнил, что в Украине в 2011 году была разработана программа компьютеризации школ, но новый состав Минобразования эту программу свернул: «Ту программу «100 відсотків», которую мы приняли в 2011 году, она должна была закончиться в 2017 году. Но ее отменили еще до 2017 года. А в ней как раз было заложено 100-процентное обеспечение школ компьютерами, подключение к скоростному интернету, подготовка контента для обучения, и подготовка учителей для владения компьютером и компьютерными технологиями. Мы должны были выйти на это все еще в 2017 году».
Кроме того, Б.Жебровский отметил, что еще зимой, до начала карантина, Кабмин, видимо, посчитал, что сфера образования не важна и часть финансирования сферы образования отдали в Фонд по борьбе с коронавирусом.
«Насколько я знаю, в Фонд борьбы с коронавирусом в начале 2020 года при перераспределении госбюджета забрали из финансирования сферы образования около 5 млрд гривен. Как будто организация обучения детей на карантине к коронавирусному Фонду отношения не имеет», — отметил экс-заместитель министра образования Украины.
Напомним, в Украине в более чем 6000 школ нет интернета для полноценного дистанционного обучения, заявили в Минцифры.