В управлении украинским топливно-энергетическим комплексом (ТЭК) практически не осталось технических специалистов, которые разбираются в том, как работают сложные инфраструктурные объекты. Соответственно, персонал предприятий ТЭК не понимает, что такое газотранспортная система (ГТС).
Об этом в комментарии ГолосUA рассказал эксперт топливного рынка, директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
«Мне сложно говорить, почему министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик так тревожится состоянием газотранспортной системы (ГТС) Украины. Вероятно, виной тому его низкий профессиональный уровень, либо подобные заявления выгодны ему с политической точки зрения. ГТС сейчас в работоспособном, надежном состоянии, обеспечивающем бесперебойность транзита. Возможно, также мотивом для подобных заявлений Насалика явилась недавняя встреча с представителями профсоюзного комитета «Укртрансгаза», которые жаловались министру, что по причине недофинансирования ремонты не ведутся», — объяснил Г.Рябцев
По его словам, министр энергетики и угольной промышленности И.Насалик «далек от понимания того, что такое ГТС, поэтому ему очень сложно понимать реальную ситуацию, а советников достойного уровня у него нет».
«Самое интересное, что уровень понимания в вопросе «Что такое ГТС?» у главы НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева приблизительное такое, как и у И.Насалика. В их понимании – газотранспортная система – это что-то такое виртуальное, как система электронного перевода в каком-то банке: кнопочку нажал – и миллион гривен перешел с одного счета на другой», — сказал Г.Рябцев.
По мнению эксперта, в управлении украинским ТЭК практически не осталось технических специалистов, которые бы разбирались в том, как работают сложные инфраструктурные объекты.
«Подобного рода кадровая политика характерна не только для министерства энергетики или «Нафтогаза». Технических специалистов не осталось практически нигде. В результате руководителям предприятий ТЭК очень сложно понять, что для обеспечения бесперебойной работы чего-либо, что имеет техническую составляющую, необходимо прикладывать систематические усилия, в том числе и в плане финансирования», — отметил Геннадий Рябцев.
Эксперт топливного рынка заверил, что техническое состояние украинской ГТС на нынешнем этапе оценивается как удовлетворительное.
«На объектах ГТС не случится ЧП ни в этом году, ни в следующем. При этом если систематически ничего не делать, в том числе профилактические работы, то в перспективе проблемы неизбежны. Финансовый план «Нафтогаза» был утвержден только в июле этого года – вместо октября прошлого. Финансовый план «Укртрансгаза» не утвержден и по сей день. Это все является показателями "системности" работы и означает, что оборудование не закупалось, тендеры не проводились. Совершенно понятно, что в декабре никто никакие трубы менять не будет, ибо это издевательство над техническими специалистами. Таким образом, если финансовый план утвержден в июле, то деньги под него, в лучшем случае, появятся в августе, а значит – у «Укртрансгаза» на проведение ремонтных работ срок с августа до 15 октября. При нормальной ситуации такие ремонтные работы должны проходить с конца отопительного сезона, то есть с 15 апреля», — подчеркнул Г.Рябцев.
Но самое слабое место ТЭК, по мнению эксперта, это отсутствие работы на перспективу.
«Никто среди наших руководителей в этой области не задумывается, что будет с нашей ГТС после 2019 года, потому что ГТС – это не только трубы, это и автоматика, которую нужно менять гораздо быстрее, чем трубу, срок службы которой 33 года. Но все руководители очень хорошо умеют «перекачивать» деньги, урезать расходы и разделять тарифы. Именно поэтому в «Нафтогазе» «гуляет» идея сокращения персонала «Уктрансгаза», где из 25 тысяч технических специалистов предлагается оставить 4-5 тысяч, которые будут перекладывать бумажки, а отстранят специалистов. Все это делается потому, что каждый из руководителей понимает, что он на должности долго не усидит, а что будет после него – его не очень заботит», — резюмировал Г.Рябцев.
Напомним, министр И.Насалик заявил, что газотранспортная система (ГТС) может быть технически неготова к прокачке газа в Европу из-за недостаточных инвестиций в инфраструктуру.
Ранее сообщалось, конфликт между главой НАК «Нафтогаз Украины» Андреем Коболевым, который по неофициальным данным, представляет «Народный фронт», и выдвиженцем «Блока Петра Порошенко», министром энергетики и угольной промышленности Игорем Насаликом может завершиться отставкой первого.