По мнению членов комиссии, процесс люстрации должен управляться централизованно. Кроме того, судьи не должны подпадать под действие этого закона. Венецианская комиссия пришла к выводу, что закон об очищении власти в Украине отличается от люстрационных законов, принятых в других странах Центральной и Восточной Европы.
Об этом сообщает Deutsche Welle со ссылкой на принятые в пятницу, 19 июня, выводах членов комиссии.
По мнению Венецианской комиссии, украинский закон преследует сразу две разные цели.
«Первая цель состоит в защите общества от частных лиц», которые через свои действия в прошлом «могут представлять угрозу для нового установленного демократического режима», – отмечается в выводах. Второй целью признали очистки «государственных администраций от причастных к коррупции лиц».
«Термин «люстрация» традиционно распространяется только на первый процесс», – говорится в одобренных в пятницу заключениях Венецианской комиссии.
Эксперты комиссии предостерегли, что переданный в апреле этого года правительством Украины проект поправок к закону, хотя и предусматривает улучшение, однако не решит всех проблемных вопросов. Так, по мнению членов комиссии, судей следует вывести из-под действия закона о люстрации. Вместо этого они должны отвечать в рамках закона о восстановлении доверия к судебной власти. Кроме того, самим процессом люстрации следует управлять централизованно. При сохранении децентрализованного подхода к люстрации, по мнению экспертов комиссии, необходимо будет усилить функции исполнительного органа, который будет рассматривать жалобы люстрированных.
Вместе с тем министр юстиции Украины Павел Петренко заявил, что Венецианская комиссия подтвердила право Украины на проведение люстрации чиновников, признав, что соответствующий закон об очищении власти не противоречит международным стандартам. Впрочем, по его словам, украинская власть учтет «технические замечания» по «имущественной люстрационной проверке» и «функционированию независимого антикоррупционного органа». Это произойдет во время доработки «изменений в закон об очищении власти в парламенте».