10:42 11/11/2013

Власть хочет узаконить манипуляции при планировании местных бюджетов — Калетник

Изменения в Бюджетный кодекс, прописанные в законопроекте № 3429, приведут к тому, что 95 % расходов местного бюджета смогут распределяться без участия общины.
Об этом сообщила народный депутат, первый заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Оксана Калетник.
Она подчеркнула, что Бюджетный кодекс — это главный и единственный закон по вопросам бюджета. Остальные законы применяется только в частях, не противоречащих ему. Так оговорено в Заключительных положениях кодекса.

«Принцип законности — это гарантированная определенность законов, т.е. определились один раз и надолго! Соблюдение этого принципа должно обеспечивать недопустимость ситуативного внесении изменений под конкретную нетипичную ситуацию, отдельное лицо или группу лиц в их личных интересах , — отметила парламентарий. — А в данном случае законопроект был подан на рассмотрение народным депутатом Владимиром Демишканом, хотя реальным автором является Минфин, и подавать его должно правительство, наделенное правом выступать с законодательными инициативами. Но Кабмин — коллегиальный орган, рассматривающий законопроекты согласно установленного регламента, и он предусматривает обязательное положительное заключение Министерства юстиции. Тот факт, что Минфин решил подыскать для реализации этой законодательной инициативы депутата, свидетельствует об отсутствии согласованной позиции в самом правительстве».

По словам О. Калетник, уже не впервые исполнительная власть демонстрирует невыполнение норм бюджетного процесса, когда нарушается коллегиальность принятия решений. Такие случаи стали тотальными, как и практика, при которой бюджет страны подается лишь в конце года, когда нет времени, чтобы его нормально проанализировать и принять решение.

Каждый раз все общество обсуждает манипуляции, к которым прибегает Кабинет министров, когда якобы подает законопроект о государственном бюджете в парламент, а на самом деле сам документ депутаты могут увидеть только накануне голосования. Теперь же правительство еще решило нарушить демократический подход к принятию местных бюджетов на заседаниях соответствующих местных советов. Ведь бюджет всегда вызывает масштабные дебаты между исполнительной властью и депутатами, которые отстаивают интересы общин, делегировавших им свои полномочия. Благодаря предложенным изменениям депутатов в этом процессе хотят превратить в статистов, создавая благоприятные условия для узурпации власти местными чиновниками. Кроме того, правительство будет еще один повод для манипулирования бюджетным процессом .

«Интересно, что сам автор законопроекта не явился на заседание бюджетного комитета, чтобы представить этот документ и ответить на вопросы коллег — депутатов. Представил документ заместитель председателя Тернопольской областной государственной администрации, аргументируя его тем, что это позволит решить вопрос с принятием бюджета именно в этой области, где местные депутаты в течение года не могли договориться. Но в момент обсуждения документа на комитете бюджет Тернопольской области уже утвердили. Кроме того, когда аргументировали необходимость принятия этого документа, речь шла лишь о том, что он позволит расширить расходы на защищенные статьи бюджета. А на самом деле под лозунгом защиты социально — защищенных расходов бюджета скрывались лоббистские интересы, которые заключаются в предоставлении возможности проведения капитальных расходов за счет субвенций из государственного бюджета областному бюджету. Как это было сделано, в частности, по знаменитому распоряжением Кабинета министров Украины № 76- р., когда государственные средства объемом 1 млрд.700 млн. грн. распределили в ручном режиме двумя институтами власти в лице их руководителей — Кабинета министров и Минфина, с молчаливого согласия областных государственных администраций. Очевидно не случайно на заседании комитета при рассмотрении законопроекта № 3429 присутствовал директор департамента местных бюджетов Минфина господин Кузькин, который имеет непосредственное отношение к подготовке вышеупомянутого распоряжения», — считает О. Калетник.

На заседании профильного комитета депутаты приняли решение рекомендовать Верховной Раде принять этот законопроект в первом чтении и в целом. Однако О. Калетник подготовила в письменном виде особое мнение, которое будет озвучено в сессионном зале во время рассмотрения документа.

Читайте также по теме