С введением в действие законопроекта № 1031, который предусматривает уголовную ответственность за незаконное обогащение на сумму 14,4 млн гривен, теперь не прокурор должен будет доказывать, что это незаконно приобретенное имущество, а сам чиновник должен будет доказывать, что он это приобрел законно.
Об этом в комментарии Голос.UA рассказал политолог Николай Спиридонов.
«Уголовная ответственность за незаконное обогащение была и ранее, просто Конституционный суд, как мы помним, некоторые нормы отменил. Там был другой подход к этому вопросу, по сравнению с обычными преступлениями. Суть его в том, что, если есть подозрение о незаконном обогащении, то свою невиновность должен доказывать именно обвиняемый, а не наоборот. Судом это было отменено, что вызвало у наших западных партнеров беспокойство. И сейчас, видимо, похожие нормы внесли обратно, что чиновники, которые обвиняются в незаконном обогащении, должны сами доказывать, что они — не «верблюды»», — рассказал политолог.
Однако, по его словам, скорость, с которой сейчас принимают законопроекты в «Слуге народа», — не позволяет более точно анализировать, потому что законопроекты, с процедурной точки зрения, не проходят через комитеты, очень часто нет окончательного текста.
«С большой вероятностью вернули примерно те же нормы, которые были до этого и которые были отменены судом. То есть на практике это значит, что если выяснится, что у чиновника, скажем, дом, яхта или еще что-то, то не прокурор должен будет доказывать, что это незаконно приобретенное имущество, а сам чиновник должен будет доказывать, что он это приобрел законно», — пояснил Николай Спиридонов.
Если, условно, у человека всю жизнь была зарплата 10-20 тысяч гривен, и вдруг выясняется, что у него неожиданно появился дом, яхта, автопарк, то, возникает вопрос – откуда это имущество. То есть, с большой вероятностью, оно было приобретено незаконно. Поэтому, по словам политолога, введение уголовной ответственности – это верный шаг.
«Но, с другой стороны, если мы воспользуемся классическим правом, классической юриспруденцией, то, как правило, все-таки сторона обвинения должна доказывать, что эти активы были приобретены незаконно. Потому что, кто его знает, может, этот чиновник — альфонс, может, он так хорошо умеет ухаживать за женщинами, что они ему яхты дарят. Обычно могут придумать, что теща подарила, бабушка дала, любимая девушка купила квартиру в центре города за полмиллиона долларов. Однако теоретически это может быть. Ведь, может быть, любимая девушка – миллионер, и купила ему квартиру даже не за полмиллиона, а за пять миллионов в Лондоне. То есть, мы не можем обвинить человека, не рассмотрев такую возможность», — считает политолог.
С точки зрения борьбы с коррупцией, по мнению Николая Спиридонова, это значительно облегчает работу прокуратуры, так как правоохранительные органы в большинстве случаев ничего не могут доказать. Однако, если чиновник будет сам оправдываться и доказывать, откуда у него появились те или иные активы, то это значительно усложнит жизнь чиновникам и высокопоставленным лицам.
Напомним, как сообщалось, сегодня, 11 сентября, Верховная Рада поддержала за основу законопроект № 1031, который предусматривает уголовную ответственность за незаконное обогащение на сумму 14,4 миллиона гривен.
В Уголовный кодекс намерены внести новую статью под названием «Незаконное обогащение». Предполагается 5-10 лет тюрьмы в случае доказательства незаконного обогащения чиновника или высокопоставленного лица на сумму, которая более чем на 15 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан превышает его доходы (в 2019 году — 14 млн. 407,5 тыс. грн). Если меньшую сумму признают необоснованно полученной — активы могут конфисковать.