Одна моя знакомая размечталась: говорит, хочу жить в Средневековье. Тогда были такие романтичные платья, и не нужно было поступать в вуз, и вообще женщины были женщинами, а не то, что сегодня, когда еще и на работу надо ходить…
Чтобы вернуть ее с небес на землю, специально для своей знакомой, которая со временем собирается еще и связать себя узами брака, я сделала маленькую историческую справку о том, что означало быть женщиной в Средневековье или в другие темные времена в разных странах. Картинка получилась удручающая.
Итак, во-первых, в те времена не было современной медицины. И женщины довольно часто умирали от женских болезней или от других болезней, которые сегодня излечиваются где-то за неделю. Во-вторых, в те смутные времена женщины часто не имели права разводиться с мужьями, даже если они в брачных союзах очень страдали.
Ну, и кроме того, женщины в те времена часто просто были собственностью мужчин. Мужчины этим пользовались, как могли, часто – изощренно жестоко.
Например, в средневековой Европе в XIV-XIX веках за обвинение женщины в измене муж с ней мог сделать что-то страшное. Достаточно было ее заподозрить в этом — и кара была неизбежна: женщину могли заточить в монастырь до конца жизни.
А некоторых женщин уродовали, отрезая им нос, губы или уши. И это не самое страшное, хотя кому как. Самое, наверное, страшное – женщин сжигали на костре, подобно ведьмам, считая, что огонь может очистить заблудшую, порочную душу женщины. Некоторых женщин топили, подозревая в ведьмовстве.
Китай славится своими суровыми законами и по сей день. В древности в этой стране женщину, которая посмела изменить мужу, обмазывали салом и отправляли к стае голодных собак, которые разрывали бедную на куски.
В Римской империи неверных женщин продавали, как рабынь на рынке всем желающим. Эти желающие могли сделать с женщиной все, что угодно. Такое наказание за измену существовало достаточно долго, но со временем его заменили на отрезание носа. Сразу было видно, когда женщина без носа шла по улице, в чем она провинилась. Ее даже могли облить помоями, оплевать и оскорбить.
Монголы поступали очень просто – грешницу, повинную в измене мужу, разрубали пополам.
Немцы в древности четвертовали женщину за измену супругу. Чтобы женщина не могла удовлетворять свои сексуальные потребности на стороне, мужчина перед военным походом надевал на жену железный пояс «верности», который снимал после своего возвращения…
Список можно продолжать. Но лучше не надо. Лучше вспомнить о том, как история Средневековья отличается от современного глобального мира и Украины, в частности, и порадоваться тому, что все-таки современная жизнь хоть и требует порой держать слишком высокий темп, зато у нас есть: интернет, бытовая техника, антибиотики, скорая помощь, пожарная служба, несколько антикоррупционных и правоохранительных органов; безвиз с какими-то странами, который у Украины до сих пор не отобрали, хотя могли; салоны красоты, транспорт всех мастей, кредиты, банки; общественные организации, защищающие наши права; магазины и бутики на любой вкус, доставка товаров по Украине и из-за рубежа; туристические фирмы, готовые приукрасить жизнь клиентов путешествиями; электронные библиотеки и возможность читать книги, которые хранятся на сервере где-то за рубежом…
В общем, ГолосUA предлагает вам ТОП-5 книг о том, как сильно поменялся мир за несколько веков, и о том, какие традиции достались современным поколениям в наследство, возможно, от наших далеких предков.
1.Книга «Осень Средневековья. Homo ludens» от Йохана Хёйзинга.
Сборник включает наиболее значительные произведения выдающегося нидерландского историка и культуролога Йохана Хёйзинги (1872–1945). Осень Средневековья – поэтическое описание социокультурного феномена позднего Средневековья, яркая, насыщенная энциклопедия жизни, искусства, культуры Бургундии XIV–XV вв. Homo ludens – фундаментальное исследование игрового характера культуры, провозглашающее универсальность феномена игры. В эссе Тени завтрашнего дня, Затемненный мир, Человек и культура глубоко исследуются причины и следствия духовного обнищания европейской цивилизации в преддверии Второй мировой войны и дается прогноз о возрождении культуры в послевоенный период. Три статьи посвящены философским и методологическим вопросам истории и культурологии, теоретическим и нравственным подходам к культуре. Художественные дарования автора демонстрирует ироничная серия рисунков, посвященных «отечественной истории». Издание снабжено обширным научным справочным аппаратом.
2.Книга «Брак и семья в средние века» от Гис Фрэнсиса, Гис Джозефа.
На основе исследований разножанровых источников в книге сделана попытка выявить основные тенденции развития брака и семьи в среде знати, среднего класса, крестьян и ремесленников на протяжении тысячи лет Средневековья (500-1500). /> Начиная с двойного наследия римского и германского миров и влияния раннехристианской церкви, авторы прослеживают существование семьи в первые пять веков Средневековья вплоть до 1000 года, когда в ее форме и организации происходят важные изменения, и далее в развитое Средневековье до трагедии Черной Смерти и, наконец, до XV в. и начала Нового времени.
В работе отмечаются изменения в восприятии семьи, в ее общественной роли и в ее отношениях с более крупными родственными группами, в составе домохозяйства, во влиянии церковных представлений о браке, в распределении власти внутри семьи, в распоряжении ее собственностью и в ее окружающей среде, а также рассматриваются отношения к сексу и семейные чувства.
3.Книга «Блудливое Средневековье. Бытовые очерки западноевропейской культуры» от Екатерины Мишаненковой.
Книга развеивает мифы о легендарном времени рыцарей и принцесс и рассказывает, как в средние века мылись, предохранялись и в каком возрасте выходили замуж. Критики считают, что это чуть ли не лучшее карантинное чтение.
4.Книга « «Избранные работы по истории культуры» от Клайва Льюиса.
Автор пишет, что приблизительно в XI веке в обществе жителей городов средневековой Европы формируется своеобразная традиция, она же – нормы морали и правила поведения в обществе. Например, дама не могла проявлять страстность в любви, иначе общество ее порицало. Поэтому зачастую браки заключались не из страстных побуждений и не из любви. У брака не было ничего общего с любовью, и никакого «вздора» здесь не допускалось. Брак был выгодным договором, мало того — выгоды со временем менялись.
Однако страстные чувства могли возникнуть при дворе, куда попадали далеко не все. Дама, которая была вхожа в окружение особ, приближенных к королю или королеве, по своему социальному и феодальному положению становилась законодательницей манер. В этом окружении и условиях у нее была возможность крутить романы, но если бы она выходила замуж даже в этом обществе по страстной любви, ее поведение подверглось бы порицанию. Таким образом, эта книга К.Льюиса намекает, что у связи любви с изменой, просуществовавшей в европейской литературе до наших дней, более глубокие корни, чем может показаться, если сравнивать традиции средневековья и наших дней после поверхностного взгляда на положение вещей.
5.Книга «Железный король» от Мориса Дрюона.
«Железный король» — первая книга из популярной серии «Проклятые короли», вдохновившей Джорджа Мартина на создание «Песни льда и пламени». История Франции, от Филиппа Красивого до Иоанна Доброго, бережно перенесена Морисом Дрюоном на страницы его произведений: за редким исключением все описанные события и персонажи реальны. Читая о невероятной жестокости и интригах при дворе «железного» Филиппа IV, поневоле начинаешь задумываться, а может, действительно, все дело в проклятии Ордена Тамплиеров?