Объединительный собор не объединил церкви, а разъединил их.
Такое мнение в ходе пресс-конференции в информационном агентстве «ГолосUA» выразил директор информационно-политического центра «Перспектива» Павел Рудяков.
Объединительный собор не был объединительным, он не объединил, а разъединил церкви, отметил политолог.
«Сплошного массового, одностороннего движения ожидать трудно. Это болезненные и опасные вопросы, если принять во внимание, что в момент провозглашения новой структуры пошли нападки на УПЦ МП. Будут отбирать храмы, монастыри, то, что, как сказал известный украинский ученый Дмитро Степовик, «мы строили на наши деньги», — подчеркнул П. Рудяков.
Политолог добавил, что Стамбул мечтает себе вернуть ставропигии, в том числе Лавру. Эти вещи настолько взрывоопасны, что их надо остановить, но у нас, наоборот, идет процесс накручивания гаек. Имущественные споры чрезвычайно кровогенны. Мы много веков исповедуем христианскую мораль, но у нас остались и рудименты дохристианской морали, в которой признается, что убить за землю не является грехом.
«Объединительным собором только завершился подготовительный период, собор этот открыл другой период — более сложный, который надо утрясать. Собор был объединительным, но не был учредительным. В президиуме этого мероприятия сидели Варфоломей и Порошенко, Президент был зажат между экзархами и отрезан от своих. Учредителями выступали Вселенский патриарх и Президент Украины. Очевидно, официальным названием украинской православной церкви будет название Православная автокефальная церковь. Уже нет юридических лиц УПЦ КП и ОРПЦ – тут возникают статусные, имущественные вопросы, переназначение архиереев – они сейчас формально лишены своих званий. Процесс пойдет очень сложно. Не секрет, что внутри Киевского патриархата еще сильнее проявилось противостояние, и трения будут усиливаться. Винница – показательный момент», — констатировал П. Рудяков.
Политолог также отметил, что наше общество задавлено и подавлено, оно практически лишено собственного мнения, и это является показателем низкого уровня демократии.
«Когда Томос приедет в Киев, когда начнется формирование управленческой структуры новой церкви, установление нового порядка — этот процесс наверняка затянется и будет накладываться хронологически на президентскую кампанию. Это объективно очень сложно. Полдюжины политсил возымеют страстное желание использовать это в своих политических интересах для усиления своего политического влияния, и это уже вопрос не веры, а власти», — резюмировал П. Рудяков.