90 лет назад весь мир узнал о методе шоковой заморозки — полуфабрикаты, которые начали появляться на полках магазинов, называли "продуктами будущего".
Как показала история, это не было преувеличением: изобретение изменило рацион миллионов людей.
Если бы северные народы в своё время запатентовали то, что делали на протяжении столетий, наверное, их история сложилась бы по-другому. Но заявку на патент оформил уроженец Нью-Йорка Кларенс Бёрдсай. 100 лет назад на севере Канады у эскимосов он попробовал блюдо, приготовленное из замороженной рыбы, и не почувствовал разницы со свежим продуктом.
Замороженную рыбу в Америке продавали и раньше. Но качество её оставляло желать лучшего. Потому что замораживали, не как эскимосы. Те-то всегда знали: крепкий мороз и сильный ветер сохранят все вкусовые характеристики свежевыловленного окуня.
Сейчас эту технологию называют "шоковой заморозкой", когда продукт в специальной камере обдувают при температуре не меньше минус 30, и он в считанные минуты, а порой и секунды, переходит в твердое состояние.
"Чем у вас выше темп замораживания, тем у вас качественней продукт. Потому что та вода, тот сок, который у вас замерзает в продукте, образует мелкие кристаллы, которые при последующей дефростации ткань не разрывают. Чем медленнее вы морозите, тем кристаллы льда образуются крупнее и при последующей дефростации, размораживании льда, они начинают разрывать ткань самого продукта", — рассказывает декан факультета пищевых технологий университета ИТМО Александр Ишевский.
Народную эскимосскую мудрость Бёрдсай запатентовал в 1925. А в 1930 "правильно" замороженные продукты появились в супермаркетах: сначала рыба, потом мясо, а затем овощи и фрукты.
Диетологи говорят: замороженные фрукты и овощи, если их правильно хранить и использовать, не уступают по качеству свежим, а вот готовыми обедами злоупотреблять не стоит.
"В полуфабрикате, особенно в биточках, котлетах, рубленом мясе, в любом сложносочинённом блюде очень легко завуалировать продукты невысокого качества. То есть понятно, что дома хозяйка не будет в котлеты класть, скажем, шкуры свиные или уши", — говорит диетолог Елена Соломатина.
Мировой рынок замороженных продуктов уже превысил оборот в $220 миллиардов в год. А начиналось всё с рыбёшки в далёком эскимосском селении.