В демократическом государстве в настоящее время нарушается право верующих на свободу совести.
Об этом в эфире программы «Право на голос» на ГолосТV сообщил глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ архиепископ Климент (Вечеря).
«Сегодня мы наблюдаем типичный рейдерский захват храмов Украинской Православной Церкви – это банальный грабеж, который происходит в нашей стране. Нарушена заповедь «Не укради», это настолько цинично, что не хочется анализировать. Осквернение храмов, поджоги храмов, убийства священнослужителей, избиение верующих — это часть нашей новейшей церковной истории», — отметил архиепископ.
Владыка Климент подчеркнул, что сегодня происходит ничем не прикрытое использование административного ресурса для разжигания религиозных конфликтов. Дело в том, что в нашем государстве Украинская Православная Церковь стала объектом и мишенью для отработки агрессивных технологий, пиар-технологий одной из политических сил в своей предвыборной кампании. Политики используют религиозный фактор для своих политических целей, а потом, за ненадобностью, просто вытрут о церковь ноги.
«Все последние годы мы ощущали неприкрытое давление в отношении Украинской Православной Церкви. Есть много фактов и видеофиксаций того, что происходит в настоящее время с агрессивными нападениями на храмы УПЦ, вандализмом. Праворадикальные группировки открыто заявляют о том, что они имеют намерение осуществлять агрессию против УПЦ. Это целый ряд политических пиар-технологий, дивиденды от которых получают определенные политсилы, выбрав мишенью церковь, которая, по сути, является сегодня беззащитной», — констатировал священнослужитель.
Владыка Климент напомнил, что в 2015 году в Киеве был убит священник, два киллера совершили это убийство.
«У нас есть вопросы к правоохранительным органам. 11 поджогов храмов в Киеве не были расследованы, виновные не наказаны. Те, кто совершал поджоги, снимали поджоги на видео и выкладывали в Интернет на Ютюб. Злоумышленники оставляли на месте поджогов записки с угрозами. Расследовать эти преступления и найти виновников не составляет труда. Это неодиночные случаи, а десятки случаев преступлений в отношении Украинской Православной Церкви, поэтому у нас очень большие вопросы к правоохранительным органам», — подчеркнул священнослужитлель.
Есть позорные случаи, когда избивали верующих, уничтожали церковное имущество, нападающие на храмы даже присваивали личные вещи верующих. Часть храмов УПЦ была захвачена рейдерским образом, захвачена без документов, без официальных на то оснований. Военизированные группировки не имеют юридических оснований, чтобы захватывать храмы – при этом они действуют с молчаливого согласия официальной власти. Органы власти, наверное, так действуют по отношению к любой собственности в Украине.
В зависимости от регионов, особенно в западных регионах, церкви бывает сложно найти взаимодействие с правоохранительными органами. При этом представители Церкви имеют договоренность с полицией, чтобы все происходило в законодательном поле.
«Факты неприкрытой агрессии против ПЦУ должны быть расследованы судом, права громад должны быть обновлены, но решения судов зачастую игнорируются. Наши верующие остаются беззащитными и не могут рассчитывать на помощь и защиту государства. Нонсенс, что в демократическом государстве верующие не могут пользоваться своими правами и свободами, прописанными в законах и в Конституции страны», — подчеркнул владыка Климент.
По его словам, вопрос смены конфессий является заложником избирательной кампании. Это часть пиар-кампании разных политических групп, которые планируют одержать победу на выборах. Есть достоверная информация о том, что каждая область Украины должна отчитываться, сколько переходов у них произошло за определенное время. Есть письма от райадминистраций в каждый райцентр, в каждое село, где чиновники просят направлять протоколы о переходах громад из УПЦ в ПЦУ. Рассылаются такие директивы, то есть, используется бешеный админресурс, в каждое село доходят такие директивы. Обращаются к головам сельских громад, пишут, что изменилось законодательство в церковной сфере, что есть томос, и если в том или ином населенном пункте есть громады, готовые перейти из УПУ в ПЦУ, то нужно отчитываться об этом в протоколах. Конкретно указано, что должны быть переходы из УПЦ в ПЦУ. Все эти переходы происходят с бешеными конфликтами, молодчики в камуфляжах приходят и запугивают верующих, все это выглядит ужасно.
«К сожалению, церковь вынуждена, вместо социальной и благотворительной миссии, быть в осаде и защищать свое право на существование. В демократическом государстве нарушается право верующих на свободу совести», — заявил архиепископ.
На сегодня 36 громад УПЦ решили изменить конфессию и перейти в ПЦУ. Есть религиозные громады, которые просто захвачены, а их статуты были просто подделаны. Чаще всего это происходит на западе Украины. Есть много конфликтов, есть сопротивление верующих, безосновательно, искусственно подгоняются цифры, сколько громад перешло в ПЦУ. На сегодня есть 1% переходов, и это мизерная цифра. Шокирует не то, сколько парафий перешло, а сколько было нарушено законов и норм. Видимо, чиновники считают, что у нас царит полная анархия и выполнять закон им необязательно, констатировал владыка Климент.
Закон о переименовании церкви еще не вступил в силу, он вступит в силу в Страстную пятницу, когда был распят Христос. Уже сейчас идут злоупотребления на этом фоне.