30 апреля стало известно, что в киевском отеле «Венеция» находится более 40 младенцев, рожденных в Украине от суррогатных матерей для родителей-иностранцев. Изучать ситуацию о пребывании в отеле детей взялся Офис генерального прокурора. Но этот скандал не одинок. В Украине не обращают внимания на проблемы, связанные с суррогатным материнством.
Об этом в комментарии ГолосUA рассказала эксперт по правам ребенка Людмила Волынец.
«Каждый год в Украине минимум один скандал по суррогатному материнству. При том публичный скандал. Напомню лишь ситуацию 1 июня прошлого года, когда уполномоченный по правам ребенка на самолете президента возвращал 10 детей из Грузии, где их мама была задержана грузинской полицией, как подозреваемая в торговле детьми. Через три месяца господин президент проводил пресс-марафон. Тогда испанская журналистка задала ему вопрос, планирует ли президент обратить внимание на детей, рожденных суррогатными матерями и на защиту их прав. Господин президент вообще не понял, о чем его спрашивает испанская журналистка. Это позволило мне в сотрудничестве с народным депутатом Юрием Павленко обратиться в Министерство иностранных дел с вопросом, что там происходит в Испании. Оказывается, в Испании с февраля прошлого года детям, рожденным суррогатными матерями в Украине, не дают гражданство. Их не признают испанскими гражданами. Жаль, что никто в стране не обратил на это внимание тогда. Жаль, что и сегодня, рассказывая, что среди ожидающих родителей детей, есть дети испанцев», – сказала Людмила Волынец.
Эксперт напоминает о случае с семьей из Китая, которая воспользовалась услугами суррогатного материнства в Украине.
«Три недели назад поступает официальная информация от заместителя министра внутренних дел Украины Геращенко, что возбуждены уголовные дела по подмене детей, которые рождены суррогатными матерями для иностранцев, которые здесь заказывали этих детей. Была информация о гражданине Китая, который приехал сюда, дал свой репродуктивный материал, взял донорскую яйцеклетку, потому что организм жены не вырабатывает в силу заболевания. Сперматозоид был его. Они оплодотворили, это разрешается, подсадили суррогатной матери, и он приехал, потому что родился его ребенок. Ему дали эту девочку, но КНР требует при въезде в Китай тест на ДНК-родство, то есть докажи, что это твой ребенок. Когда сделали этот тест, оказалось, что это не его ребенок. На основании этого и других материалов господин Геращенко заявил о том, что есть серьезное подозрение, что под видом суррогатного материнства у нас идет торговля детьми», – рассказала Людмила Волынец.
На то, что в отеле «Венеция» находились младенцы, повлиял карантин и отсутствие транспортного сообщения с другими странами.
«Этот случай произошел во время карантина. Ничего в нем уникального нет, а только то, что эта информация попала в СМИ. По официальным данным, которые предоставило Министерство юстиции, за последние пять лет в стране зарегистрирован факт рождения 4 431 ребенка, рожденных суррогатной матерью, но записанных на своих биологических родителей. Из них 3 381 – рожденные в городе Киеве. Три тысячи делим на пять лет, получается 600 детей в год, делим на 365 дней – почти два ребенка в день. Больше 50 дней длится карантин. Вот и ожидающих своих родителей больше 50 детей. И я уверена, что это не все ожидающие дети. Не летают самолеты, биологические родители прилететь за ними не могут. Поэтому эта ужасная картина из рядов малышей – ожидаемый результат закрытия границ государств от коронавируса», – подчеркнула Людмила Волынец.
Эксперт сообщает, что законодательство о суррогатном материнстве в Украине есть, но очень фрагментарное и не системное. Им не регулируются ни права детей, ни цены, ни процедуры, ни защита суррогатных матерей.
«Закон у нас есть, но его трудно назвать законом. Все, что он делает, это разрешает суррогатное материнство и больше ни одной позиции не регулирует. У нас есть 123-я статья Семейного кодекса, которая разрешает, что если дети рождены суррогатными матерями, родителями записываются собственники биологического материала. Также есть приказ Минздрава, который регулирует медицинскую процедуру, и есть еще один приказ Минюста, как этих детей регистрировать в ЗАГСе. Все. Больше никакой нормативной базы нет. Закон никаких гарантий ребенку не дает. Мне очень жаль, что в выступлениях высоких чиновников не звучит и международный аспект суррогатного материнства. Как будет принят в Германии «ожидающий родителей ребенок», если в Германии суррогатное материнство запрещено? Что ожидает ребенка испанских родителей, если в гражданстве ребенку откажут? Что ждет ребенка по прилету в один из штатов США, где разрешено лишь родственное суррогатное материнство?» – подытожила Людмила Волынец.