В Украине заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно осуществление постоянного ухода за лицом с целью получения отсрочки от призыва во время мобилизации, не подлежит судебному разбирательству, ведь действующим законодательством предусмотрено внесудебное установление такого факта. Поэтому такие дела не должны рассматриваться по существу заявленных требований. Нарушение правил юрисдикции общих судов является основанием для отмены решения независимо от доводов кассационной жалобы. Об этом заявил Верховный Суд в постановлении от 18 октября 2024 года по делу №148/524/23.
История дела
Мужчина в марте 2023 года обратился с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение. Заявление мотивировано тем, что у него есть родная бабушка, за которой с момента установления ей инвалидности он на постоянной основе как внук осуществляет уход. При этом бабушка является единственным родственником мужчины, поскольку мать заявителя умерла в 1996 году, а отец – в 1991 году. Бабушка является пожилым лицом, лицом с инвалидностью I группы, а заявитель обеспечивает ее специальным медицинским уходом, постоянным посторонним уходом и бытовым обслуживанием, регулярно закупает для нее продукты питания, лекарства, оплачивает коммунальные услуги, потребленные в ее квартире. Официально через территориальный орган социальной защиты населения заявитель не оформлял уход, поскольку не претендует на денежную компенсацию от государства, ведь работает врачом-акушером с 2006 года, а с 2022 года также и на должности врача по медицине неотложных состояний КНП «ЦПМСП» и имеет стабильный доход, пишет SUA.ua.
Факт осуществления заявителем постоянного ухода за бабушкой с 2012 года и по настоящее время, помимо прочего, подтверждается актом квартального комитета об установлении факта осуществления ухода за лицом с инвалидностью от 21 февраля 2023 года, составленным в присутствии депутата Тульчинского городского совета, а также справкой исполкома Тульчинского городского совета от 21 февраля 2023г. Установление факта осуществления постоянного ухода необходимо для получения отсрочки от призыва на военную службу во время мобилизации на основании абзаца 12 ч. 1 статьи 23 Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации». Учитывая изложенное, он просил установить факт, что имеет юридическое значение, а именно то, что он с 2012 года осуществляет постоянный уход за своей бабушкой, которая является лицом с инвалидностью I группы бессрочно и по состоянию здоровья нуждается в посторонней помощи. Решением Тульчинского районного суда Винницкой области, которое оставлено по-прежнему постановлением Винницкого апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано.
Мужчина подал в Верховный Суд кассационную жалобу, в которой просит принять новое решение, которым его заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, удовлетворить. В частности, он указал, что суды сделали ошибочный вывод, что для получения соответствующего статуса, поставщик и получатель социальных услуг должны быть включены в Реестр поставщиков и получателей социальных услуг, независимо от того, претендует ли поставщик социальной услуги на получение компенсации от государства или нет.
Анализ пункта 32 Порядка формирования, ведения и доступа в Реестр предоставлятелей и получателей социальных услуг, утвержденного постановлением Кабмина от 27 января 2021 г. № 99, и абзаца 4 ч. 7 статьи 13 Закона «О социальных услугах», дает основания для вывода, что поскольку заявитель находится в трудовых отношениях, занимается медицинской деятельностью, поэтому не может быть внесен в Реестр поставщиков социальных услуг, поскольку не имеет права на компенсацию, то есть не может быть поставщиком социальных услуг.
Позиция Верховного суда
Как отметил Верховный Суд, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, относятся к юрисдикции суда в следующих условиях:
— факты, подлежащие установлению, должны иметь юридическое значение, то есть от них зависеть возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан. Для определения юридического характера факта следует выяснить цель установления;
— установление факта не связывается с дальнейшим разрешением спора о праве. Если при рассмотрении дела об установлении факта заинтересованными лицами будет заявлен спор о праве или суд сам приходит к выводу, что по этому делу установление факта связано с необходимостью разрешения в судебном порядке спора о праве, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет этим лицам, когда они вправе подать иск на общих основаниях; — заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить документ, удостоверяющий факт, имеющий юридическое значение.
Для этого заявитель вместе с заявлением об установлении факта подает доказательства на подтверждение того, что до его предъявления он обращался в соответствующие организации за получением документа, удостоверяющего такой факт, но ему в этом было отказано с указанием причин отказа (отсутствие архива, отсутствие записи в актах гражданского состояния и т.п.);
— действующим законодательством не предусмотрен другой внесудебный порядок установления юридических фактов. При решении вопроса о принятии заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, судья, кроме проверки соответствия поданного заявления требованиям закона о форме и содержании, обязан выяснить вопрос о подсудности и юрисдикционности.
Поскольку действующим законодательством предусмотрено внесудебное установление определенных фактов, имеющих юридическое значение, судья, принимая заявление, должен проверить, может ли вообще это заявление рассматриваться в судебном порядке и не отнесено ли его рассмотрение к полномочиям другого органа (постановление Большой Палаты Верховного Суда от 10 апреля 2019 по делу №320/948/18).
Существует два порядка (способа) установления фактов, имеющих юридическое значение, — внесудебный и судебный, которые по своему содержанию взаимоисключающие (постановление Большой Палаты Верховного Суда от 11 сентября 2024 года по делу № 201/5972/22).
Не подлежат призыву на военную службу во время мобилизации, в частности, военнообязанные, занятые постоянным уходом за лицом, которое по заключению медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения требует постоянного ухода, в случае отсутствия других лиц, которые могут осуществлять такой уход; имеющих жену (супругу) из числа лиц с инвалидностью и/или одного из своих родителей или родителей супруги (супруга) из числа лиц с инвалидностью I или II группы при условии, что такие лица с инвалидностью не имеют других трудоспособных лиц, обязанных согласно закону их содержать.
Порядок получения акта установления осуществления ухода регулируется Правилами пересечения государственной границы гражданами Украины, утвержденными постановлением КМУ от 27 января 1995 №57.
В частности, в этих Правилах указано, что акт установления факта осуществления ухода за другим лицом, нуждающимся в постоянном уходе, составляется на основании обращения лица, осуществляющего уход, к районному, районному в мм. Киеве и в Севастополе госадминистрации, исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета с заявлением об осуществлении лицом такого ухода.
В постановлении Верховного Суда от 29 марта 2024 года по делу № 378/760/23 отмечено, что «при решении вопроса о принятии заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, судья, кроме проверки соответствия поданного заявления требованиям закона о форме и содержании, обязан выяснить вопрос о подсудности и юрисдикционности. Поскольку действующим законодательством предусмотрено внесудебное установление определенных фактов, имеющих юридическое значение, судья, принимая заявление, должен проверить, может ли вообще это заявление рассматриваться в судебном порядке и не отнесено ли его рассмотрение к полномочиям другого органа. Если по закону заявление не подлежит судебному разбирательству, судья мотивированным определением отказывает в открытии производства, а когда дело уже открыто — закрывает производство по нему.
По делу №378/760/23 обращаясь с заявлением, мужчина указывал, что установление факта осуществления содержания отца, необходимое ему для получения права на отсрочку от призыва на военную во время мобилизации. Порядок получения акта установления осуществления ухода регулируется Правилами пересечения государственной границы, утвержденными постановлением КМУ № 57. В частности, в этих Правилах указано, что акт установления факта осуществления ухода за другим лицом, нуждающимся в постоянном уходе, составляется на основании обращения лица, осуществляющего уход, к районной, районной в мм. Киеве и в Севастополе госадминистрации, исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета с заявлением об осуществлении лицом такого ухода. Таким образом, учитывая, что законом установлен внесудебный порядок установления факта, который просил установить заявитель, апелляционный суд правильно считал, что заявление не подлежит судебному разбирательству, в связи с чем обоснованно согласился с заключением суда первой инстанции об отказе в открытии производства по делу.
Суд своим определением закрывает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства (пункт 1 части первой статьи 255 ГПК Украины). Если по закону заявление не подлежит судебному разбирательству, судья мотивированным определением отказывает в открытии производства, а когда дело уже открыто — закрывает производство по нему.
Предписания «судья отказывает в открытии производства по делу, если заявление не подлежит рассмотрению в судах в порядке гражданского судопроизводства», «суд своим определением закрывает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства» касаются исков, которые нельзя рассматривать по правилам гражданского судопроизводства, да и тех исков, которые суды вообще не могут рассматривать. Понятие «спор, который не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства» следует толковать в более широком смысле, то есть как понятие, касающееся тех споров, не подлежащих рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, так и вообще не подлежащих судебному разбирательству.
В пересматриваемом деле: в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, мужчина указывал, что установление факта осуществления постоянного ухода за старухой, необходимое ему для получения права на отсрочку от призыва на военную службу во время мобилизации; при отказе в удовлетворении заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, суды исходили из того, что порядок установления факта осуществления физическим лицом ухода за лицом с инвалидностью I группы, нуждающейся в постороннем уходе, определен нормами законодательства, в частности Законом «О социальных услугах» ; однако суды не учли, что заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, не подлежит судебному разбирательству, ведь действующим законодательством предусмотрено внесудебное установление такого факта.
Суды ошибочно рассмотрели дело по существу заявленных требований. Нарушение правил юрисдикции общих судов, определенных статьями 19-22 ГПК (Гражданского процессуального Кодекса Украины), является обязательным основанием отмены решения независимо от доводов кассационную жалобу. В случае обжалования судебные решения подлежат отмене с закрытием производства по делу по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой 255 ГПК. Следовательно, по мнению ВС, доводы кассационной жалобы дают основания к выводу, что обжалованные судебные решения приняты без соблюдения норм процессуального права. В связи с приведенным коллегия судей ВС считает, что обжалованные судебные решения следует отменить, а производство по делу – закрыть.
Добавим, в Кабмине приняли решение о том, что всех украинцев с 16 лет будут вносить в реестр призывников при оформлении паспорта без ВВК.