Стандартов НАТО невозможно достичь к 2020 году, как обещал Президент- сообщили в Кабмине. А эксперты утверждают, что Программа сотрудничества с НАТО имеет статус внутреннего украинского документа, ни к чему не обязывающего Альянс. Но и эту программу власть нарушает.
Главный критерий — мир на Донбассе
Украина не сможет достичь стандартов НАТО до 2020 года. Это заявил заместитель начальника управления сотрудничества с НАТО правительственного офиса по вопросам европейской и евроатлантической интеграции секретариата Кабмина Сергей Вербицкий. «Как эксперт, который работает в этом направлении, хочу подтвердить: мы не достигнем всех стандартов НАТО до 2020 года», — сказал он.
Напомним, что еще в феврале министр обороны Степан Полторак заявил, что Украина за два последних года на 90% выполнила требования НАТО. В своем интервью «Голосу Америки» он сообщил, что Украина намерена адаптировать оборонный сектор к стандартам НАТО до 2020 года.
В июле, на совместной пресс-конференции с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом, Президент Петр Порошено заявил: «Нашей целью является достижение стандартов НАТО и полное взаимодействие с силами НАТО до 2020 года». Он подчеркнул, что ради этого Украина реализует Годовую национальную программу в рамках Комиссии Украина-НАТО.
Теперь оказалось, что за год Украина успеет выполнить лишь несколько критериев, которые приблизят ее к членству в Альянсе. Речь идет о стандартах в оборонной промышленности; военном, стратегическом, финансовом и ресурсном планировании, логистике и командовании. «Даже по всем этим сферам не удастся к 2020 году добиться 100% выполнения», — отметил Сергей Вербицкий. Он уточнил, что невыполненных НАТОвских стандартов имеется около 1300, не считая закрытых стандартов.
Отметим, что наиболее актуальные требования широко известны. 11 октября их озвучил помощника генерального секретаря НАТО по оборонным инвестициям Гордон Девис, выступая на семинаре по развитию оборонно-промышленного комплексу Украины в Киеве.
Девис подчеркнул, что НАТО поддерживает Минские соглашения и Украина обязана их соблюдать. «Слова на бумаге должны быть воплощены в реальность. Должно быть обеспечено реальное перемирие, свернуто оружие, проведено разминирование и обеспечен доступ для международных наблюдателей», — подчеркнул представитель НАТО.
Эти слова прозвучали после того, как в тот же день Президент Петр Порошенко приказал руководству операции Объединенных сил на Донбассе в качестве ответного огня «применять все силы и средства». «Надо быть готовыми к любым сценариям — как к обороне, так и к эффективному контрнаступлению», — заявил он на встрече с командирами бригад Вооруженных сил Украины, Национальной гвардии и Государственной пограничной службы в Хмельницкой области.
Однако, в Североатлантическом альянсе явно не желают видеть у себя страну с неразрешенным военным конфликтом. Так, помощник генерального секретаря НАТО по политическим вопросам и политике безопасности Алехандро Альваргонсалес в сентябре заявил, что Украине пока не нужна Программа расширенных возможностей Альянса.
«Для решения о включении Украины в этот формат нужна единогласная поддержка всех союзников. По состоянию на сейчас я не вижу такого консенсуса», — заявил Альваргонсалес.
Как раз в те дни Президент Петр Порошенко внес в Раду законопроект о закреплении в Конституции курса Украины в НАТО (20 сентября парламент поддержал его в первом чтении). Но директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов констатирует: несмотря на заявления властей, Украина к членству в НАТО не приблизилась. «Перспективы членства как не было, так и нет», — сказал он.
На пути в НАТО встал национализм
Сергей Толстов утверждает, что Годовая национальная программа под эгидой Комиссии Украина-НАТО «является внутренним украинским документом». «Это внутренний документ, который пришел на смену годовым программам сотрудничества Украина-НАТО. О каком сотрудничестве может идти речь, если страна находится в состоянии военного конфликта?», — сказал он.
Действительно, с 2002 по 2008 год, комиссия Украина-НАТО принимала документ под названием «План действий Украина-НАТО». С 2009 по 2017 аналогичный документ носил название «Годовая национальная программа сотрудничества Украина-НАТО». С 2017 года из названия исчезло слово «сотрудничество», и документ называется «Годовой национальной программой под эгидой комиссии Украина-НАТО».
Этот документ принимает Кабинет министров Украины для внесения на подпись Президентом. Под программой на 2018 год стоит автограф главы Администрации Президента Игоря Райнина. Президент утвердил программу своим указом 28 марта.
Отметим, что программа 2017 года содержала 375 мероприятий, из которых выполнено 307 (81,9%), 49 выполнены частично (13%), 19 — не выполнены. А программа на 2018 год предусматривает 444 мероприятия с участием 58 министерств и ведомств, не считая местные органы власти и другие институты и организации.
Кроме военных аспектов, программа сосредотачивается на политических, экономических и правовых реформах, которые нужны, чтобы приблизить Украину к стандартам Альянса.
В частности, в этом году предусматривается реформа прокуратуры, пенитенциарной системы, принятие закона о разведке. Среди мероприятий имеется, например: «защита свободы слова и профессиональной деятельности журналистов».
Так же есть пункт о совершенствовании законодательной базы, направленной на регулирования этнонациональных отношений в соответствии с лучшими мировыми практиками. «Активизировать международное сотрудничество в сфере обеспечения и защиты прав и интересов национальных меньшинств», — написано в Национальной программе под эгидой комиссии Украина-НАТО.
Когда эту программу принимали, комиссия Украина–НАТО на высшем уровне уже не заседала. Ее работу заблокировала Венгрия, как раз под предлогом защиты прав национальных меньшинств в Украине.
Начало положил принятый в сентябре прошлого года украинский закон об образовании. Венгерская сторона сочла, что он ущемляет права нацменьшинств, и принялась отстаивать право венгров учиться на родном языке. Поскольку в НАТО решения принимаются консенсусом, несогласие Венгрии с работой комиссии «Украина-НАТО» было решающим.
Политолог Андрей Золотарев считает, что снять блокирование комиссии можно, пойдя на компромисс в языковом вопросе, но власть на него не идет. Он считает, что гуманитарный вопрос мешает военному сотрудничеству неслучайно. «Во внутренней и во внешней политике главной идеологией Украины стал этнический национализм, и, как следствие, мы получаем эти казусы как с Венгрией», — говорит эксперт.
А Сергей Толстов полагает, что заявление правительственного чиновника о том, что Украина не успевает выполнить критерии Альянса, «лишь ретранслирует мнение НАТОвских экспертов».
Андрей Кислов