Мария Мамаева
21:05 12/03/2011

50 лет Куренёвской катастрофы: памятник человеческим жертвам и безалаберности

13 марта исполняется 50 лет со дня ужасной  трагедии, унесшей жизни сотен киевлян. Многие  жители Куренёвки до сих помнят и знают, как в считанные минуты район поглотила волна сточных вод и грязи с кирпичного завода. В этом году чтить память погибших впервые будут на высшем уровне. Соответствующее распоряжение Президент Украины Виктор Янукович подписал ещё 22 февраля. Возможно, только благодаря «круглой» дате трагедию решили отметить на государственном уровне, а возможно, появилась потребность вспомнить и осмыслить масштабы катастрофы полувековой давности, доныне вселяющие страх и неуверенность в завтрашнем дне.

Дата 13 марта 1961 года навсегда вошла в историю Киева под названием «чёрный понедельник». Очевидцы аварии, большинство из которых всё ещё хранили память об ужасах Великой отечественной войны, долго не могли оправиться от шока. На их глазах в течение 10-15 минут поток из грязи, глины, песка и воды, прорвав плотину Петровского кирпичного завода в Бабьем Яру, снёс несколько жилых кварталов, здания трамвайного депо, трамваи с пассажирами на территории между улицей Фрунзе и Ново-Константиновской площадью. Уцелеть было практически невозможно: людей, транспорт, здания полностью накрыло 14-тиметровой волной, из которой уже было не выбраться. Погода стояла довольно холодная и глиняный поток быстро застывал, хороня людей и блокируя транспорт. Тогдашние жители Куренёвки рассказывали, что тела родственников и друзей откапывали ещё несколько месяцев.

По словам начальника отдела Государственного архива г. Киева Жанны Серьги, Куренёвская трагедия берёт своё начало не в 1961 году, а в начале 50-х. Именно тогда разрушенный  за годы Великой Отечественной войны город начал возрождаться и требовал стройматериалы в огромном количестве. Поскольку именно на Сырце, возле Бабьего Яра находились значительные залежи глины, печально известные Петровские кирпичные заводы были построены именно в том районе.

Однако производство оставляло огромное количество отходов, вывозить которые было довольно проблематично. «Тогда было принято решение: в одном из углублений Бабьего Яра устроить природный резервуар для того, чтобы прореживать водой глину и грунтовые массы и по трубам из кирпичных заводов это всё перекачивать в одно из урочищ Бабьего Яра. Таким образом, уже с 1953 года в 3-й приярок Бабьего Яра начинает массово откачиваться пульпа», — напоминае Ж. Серьга.

Так, год за годом урочище наполнялось шламом, пока из-за обильных осадков осени 1960 и весны 1961 гг. количество воды превысило возможности плотины. Вода сквозь образовавшийся небольшой прорыв в дамбе начала заливать улицу Фрунзе уже с 6 утра 13 марта. Ответственные работники пытались самостоятельно ликвидировать течь, однако, поняв, что вручную заделать прорыв не удастся, сообщили на завод. Поставку пульпы прекратили, но было уже поздно: в 9:10 жители района услышали страшный шум и увидели 14-тиметровую волну грязи с глиной. «Скорость движения этой лавины – это зафиксировано в официальных документах – была 5 метров за секунду… всё закончилось за 15 минут. Пульпа покрыла район ул. Фрунзе и Ново-Константиновской 4-хметровым валом – это не вода грязная, это глина – и выбраться из неё было практически  невозможно», — подчеркнула представитель Госархива. Завалы разбирали до лета, а остатки Бабьего Яра были полностью укреплены только спустя год.

По традиции советской эпохи, сразу после селевого потока город покрыла завеса секретности. Как сообщила главный специалист Архива высших органов власти Марина Авраменко, какое-то время после аварии даже самолётам запрещено было пролетать над городом, чтобы люди не узнали о катастрофе. Неизвестным доныне остаётся и количество жертв. В официальных источниках называется цифра в 147 погибших, однако уже тогда говорили о 1,5-2 тыс. жертв. По словам М. Авраменко, в то время и невозможно было установить точное количество погибших: тела были погребены под застывшей лавиной селя. С другой стороны, как отметила Ж. Серьга, в архивах страны не сохранилось  ни одного документа, в котором бы было зафиксировано количество жертв.

«Мы просмотрели все документы, которые сохранились в государственных архивах и были рассекречены только в середине 90-х годов. Тщательно изучив документы, мы выяснили только, что Киевский горсовет буквально на следующий день после трагедии выделил жилье для 1273 человек, которые остались без крова в результате селевого потока», — объяснила она.

И почему-то только спустя полвека после случившегося, о трагедии заговорили и первые лица страны. “Сегодня мы впервые на государственном уровне чтим память жертв Куреневской катастрофы. Убежден: это трагическое событие в истории нашего народа следует тщательно исследовать и донести до общества полную и правдивую информацию о нем”, — отметил в своём послании глава государства.

В то же время, столичная власть спешит заверить киевлян, что трагедия, подобная Куреневской, в Киеве не повторится. «Таких опасных гидротехнических объектов, как дамба, которую прорвало в 1961 году, сейчас на территории Киева нет. А дамба Киевской ГЭС, которая часто вызывает беспокойство горожан, оснащена самыми современными системами, которые отслеживают ее техническое состояние. Кроме того, каждые 5 лет специальная комиссия проводит исследование, есть ли риск смыва дамбы. Последнее такое обследование было проведено в 2006 году. Так что никакой опасности нет», — заверил начальник главка по чрезвычайным ситуациям мэрии Виталий Пшеничный. По его словам, непосредственно на месте трагедии сделали холм, а яр углубили, чтобы грязь оседала там. По словам Пшеничного, все разговоры, что склоны Днепра сползают в реку — полная чепуха: «Существует специальная сеть дренажных штолен, по которым грунтовые воды стекают в Днепр. Сползание исключено», — подчеркнул он.

Однако, несмотря на такие заверения, желающих почтить память погибших и ещё раз задуматься о причинах трагедии, которую можно было избежать, в этом году, по всей видимости, соберётся немало. Как сообщила пресс-служба Киевской городской государственной администрации со ссылкой на коммунальное предприятие «Киевпасстранс», в этот день возле Подольского трамвайного депо состоится митинг-панихида по погибшим. После завершения панихиды столичные работники электротранспорта, ветераны трамвайного депо, очевидцы трагедии и представители городской власти примут участие в открытии памятного знака в честь погибших на территории Государственного историко-мемориального Лукьяновского заповедника.

А 12 марта в помещении Государственного архива г. Киева открылась документальная выставка «Ко дню памяти жертв Куренёвской катастрофы», собравшая все документальные свидетельства аварии из фондов Центрального государственного архива высших органов власти и управления Украины, Центрального государственного кинофотофоноархива. И, возможно, такие мероприятия, действительно, предостерегут тех, кто строит сегодня, беря на себя ответственность  за человеческие жизни и в будущем.

Читайте также по теме