Традиция отмечать выдающиеся революции как национальные праздники есть во многих странах мира. День взятия Бастилии во Франции, День начала революции и освободительной борьбы в Венгрии, День революции в Аргентине, День мексиканской революции и День победы революции на Кубе – этот перечень можно продолжать еще долго. И то, что украинцы теперь лишены 7 ноября, по меньшей мере, нецивилизованно. Тем более, что от вычеркивания праздников история не меняется…
Когда мы убираем из истории дату Великой Октябрьской социалистической революции, украинское государство как бы повисает в воздухе. Ведь, по меньшей мере, глупо не признавать очевидное: именно Октябрьская революция позволила Украине стать тем государством, которым она является сейчас. И в таких границах, о которых исторические деятели вроде Михаила Грушевского и Богдана Хмельницкого даже не могли и мечтать. В этом легко может убедиться каждый, кто хоть немного знаком с европейской историей и способен найти на карте то, что называлось Украиной, до революции. И сравнить с тем, какой Украина стала сейчас.
Без Октябрьской революции точно не произошло бы объединение Восточной и Западной Украины, тем более в начале ХХ века. Не говоря уже о том, что украинские территории, находившиеся в составе других государств, не вошли бы в ее состав сами по себе.
Следует вспомнить, что последние приобретения Украины в плане территорий – Бессарабия, Северная Буковина и Крым – произошло уже в 40-х-50-х гг. И не будь Октябрьской революции, данные события, скорее всего, вообще бы не имели места в истории.
А если кому-то украинизация последних двух десятилетий показалась кошмарным явлением, не имеющих аналогов в истории, то эти граждане просто забыли или же плохо учили историю своей страны. Потому, как именно после Октябрьской революции масштабы украинизации были не в пример большими. Можно утверждать, что именно благодаря ей, украинский литературный язык не умер, а активно развивался и дожил до наших дней. А ведь в царской России после Валуевского циркуляра и Эмского указа публичные выступления, образование, выпуск прессы и книг на украинском языке («малороссийском наречии») был, по сути, запрещен.
Но даже такими бесспорными примерами трудно переубедить противников 7 ноября в том, что они вырывают кусок не только из собственной, а из общемировой истории. Хочется задать им вопрос: почему же так много стран отмечают дни своих революций, народных восстаний, даты начала освободительных движений против колонизаторов и т.д.? Ведь любая история борьбы за права и независимость, отнюдь не гламурная сказка, а весьма кровавая и нелицеприятная хроника.
Что, скажем, мешает Франции, которую так часто сравнивают с Украиной, и не только из-за размеров территории, отказаться от «Марсельезы», где ода Свободе переплетается с призывами к оружию и беспощадной борьбе с тиранией, и придумать себе новый, не столь революционный гимн? Или спросите любого француза, представляет ли он свою жизнь без 14 июля – Дня взятия Бастилии (L'anniversaire de la prise de la Bastille) и сопутствующих этому празднику торжеств: военного парада на Елисейских полях, серии балов (балы пожарных, Большой Бал в саду Тюильри и проч.), роскошного фейерверка у Эйфелевой башни? И он гарантировано ответит «нет».
А почему? Потому, что без Великой французской революции, какой бы кровавой и противоречивой она не была, история пошла бы совсем другим путем. Точно так же, без победы Великой Октябрьской социалистической революции в России на карте мира не было бы того политического разнообразия, которое мы можем наблюдать сегодня. Если кто не помнит, то дореволюционную Россию часто называли «тюрьмой народов». И совершенно объективный факт, что до Ленина о праве нации на самоопределение не заикались даже «демократичные» и «либеральные» европейские политики.
Так что желающие представить 7 ноября в качестве некой траурной даты, от которой следует всеми силами отмежеваться, плюют в собственное прошлое и призывают к возвращению в мир с полным отсутствием гражданских свобод.
И тут снова напрашиваются параллели с Францией, трудящиеся которой этой осенью массово выходили на улицы городов и сел с протестами против пенсионной реформы, ущемляющей их права. Ведь как четко записано в Конституцией Франции от 1958 года, она официально называется Пятой республикой.
Это говорит о том, что политическая система Франции формировалась на протяжении многих лет путем трудных революционных побед и «откатов» назад. Первая республика была установлена в сентябре 1792 году; вторая — в 1848-ом; третья просуществовала намного дольше – с 1871 г. по 1899 г. А четвертая имела самую короткую продолжительность жизни: всего 3 года, с 1954-го по 1957 год. Между этими датами были периоды правления амбициозных завоевателей и ублюдочных монархов. Но, в конце концов, французы пришли к тому, более-менее демократическому обществу, в котором они живут сейчас.
О чем это свидетельствует? О том, что борьба с прошлым не приводит к победе над будущим. И отсутствие в нашей календаре официальной даты праздника 7 ноября вовсе не означает, что история Великой Октябрьской социалистической революции уже закончилась. Она продолжается. Как показывает опыт других стран, «откаты» от завоеванных народом позиций случаются не так уж и редко. И, как правило, они заканчиваются разочарованием народа и новой революцией…