В феврале Национальный театр имени Ивана Франко приглашает всех поклонников замечательного актера Анатолия Хостикоева на его юбилейный вечер и на его же спектакли. Одному из самых красивых мужчин отечественного театра-кино и, естественно одному из самых талантливых наших артистов – 60! Всего-навсего… Сыграв множество ярких, романтических, героических и психологических ролей, можно только пофантазироват, сколько же еще он может сыграть… Какие наши годы?
Юбилейный вечер Хостикоева на родной сцене назван невычурно — «Автобиография». Артист решил отказаться от пафосных речей-словословий в собственный адрес от разнокалиберных «игроков» от культуры. И вознамерился рассказать сам о себе. Как на духу, перед Богом.
О-о-о, а этому артисту есть что сказать. Его творческая судьба – внешне удачливая и благополучная – все равно скрывает в себе и тайны, и непредсказуемые жизненные зигзаги. Многие знают, что его отец – осетин, а мама – украинка. Но, возможно, немногие в курсе, что будучи пламенным украинским патриотом, он все равно остается мудрым и толерантным интернационалистом. Остается для многих также эдакой вершиной совестливости и порядочности в творчестве. По большому счету в его судьбе было только два города: Львов и Киев. На Западе Украины в 70-е он работал в театре им. М. Заньковецкой, играя на одной сцене со Ступкой, Стригуном, Романицким. А уже родной его Киев раскрывал артиста на сцене и на экране в самых разных художественных качествах, в разноплановых образах.
Для старшего театрального поколения настоящей легендой стало его участие в спектакле Киевской русской драмы «Сказка про Монику» (режиссер Виталий Малахов). А начиная с 1980-го, когда к франковцам его пригласил Сергей Данченко, каждый образ на этой сцене предполагал контуры мифа, события. Такими событийными персонажами и стали (как для актера, так и для зрителя) – Эней («Энеида», соответственно), Воланд («Мастер и Маргарита»), Хиггинс («Пигмалион), Кин («Кин IV»), Грек Зорба… А ведь еще он сыграл потрясающие роли в «Кармен» Андрея Жолдака, в «Швейке» Мирослава Гринишина.
И совсем неудивительно, что сегодня над кассовым окошечком в театре Франко, когда играет Хостикоев, всегда появляется неизменная табличка «Все билеты проданы!»
Любят его герои – на сцене, на экране (в кино его легенду создавали фильмы «Западня», «Роксолана», «Сердцу не прикажешь»). Любят и его персонажей (и его самого) – все зрители (поголовно). И тем из вас, кто еще не дошел или не доехал в театр имени Франко на его спектакль «Грек Зорба», нужно бросить все дела и отправляться туда немедленно. Столь масштабной, осмысленной и энергичной актерской работы сегодня трудно найти даже в Москве, в Петербурге, известных театральных столицах. Хостикоев играет на сцене в этом произведении – греческую трагикомедию. Он предлагает публике свое знание, понимание и осмысление бытия и быта земного. Его герой – мудрец, которых мало. Друг, который навсегда. Романтик, которые остались еще в позапрошлом веке. Витальность и влюбленность – так или иначе просвечивают в каждом его персонаже. И в Греке Зорбе, и в актере Кине IV… Этот спектакль совсем недавно был восстановлен на франковской сцене. И «Кин IV» по-прежнему остается популярнейшей постановкой столицы, несмотря на свой репертуарный возраст.