Андрей Кислов
07:00 04/01/2018

Антикоррупционный суд: ожесточенная борьба стартовала

Антикоррупционный суд, создания которого требуют западные партнеры, может заработать после выборов 2019 года,  считают эксперты. Но прежде развернется  борьба за влияние на потенциально опасный для власти орган.

Меркантильный интерес

Президент Украины Петр Порошенко внес в Верховную Раду проект закона об Антикоррупционном суде. Глава государства определил свой законопроект как неотложный.

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник считает, что, подав законопроект в период праздников, глава государства выиграл время. Ведь Верховная Рада соберется на следующее заседание 16 января. А 26-го фактически завершится сессия.

По мнению эксперта, рассматриваться законопроект будет не ранее весны.

«Данный проект будет принят не раньше лета. А возможно и позже. Сам же суд, вероятно, заработает после выборов 2019 года», — допустил он.

Такого же мнения придерживается нардеп Мустафа Найем, который заявил, что фактически Антикоррупционный суд заработает только после президентских выборов.

 Ведь после принятия закона последует период формирования самого суда. « Суд может формироваться в течение года с момента подписания законопроекта. Чтобы он стал полномочным, нужно, чтобы были выбраны минимум 2/3 судей от его состава», — пояснил депутат.

Он так же указал недостатки президентского законопроекта:  недостаточную роль международных экспертов в формировании суда, возможность затягивания сроков создания суда и нечетко выписанные нормы определения подсудности.

Напомним, создание Антикоррупционного суда является обязательством Украины перед международными партнерами.

 Суд должен завершить создание независимой вертикали органов противодействия коррупции. Вертикаль состоит из Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), Национального антикоррупционного бюро (НАБУ), Специализированной антикоррупционной прокуратуры  (САП).

«И теперь важно получить вдобавок к этому адекватную судебную систему, которая сажала бы за решетку коррупционеров, вина которых доказана НАБУ и САП», — заявляла посол США Мари Йованович.

Подавая свой законопроект,  Порошенко проинформировал о разблокировании процесса создания Антикоррупционного суда Госсекретаря США Рекса Тиллерсона.

Но эксперты отмечают нежелание украинских властей иметь в стране  неподконтрольную им силовую вертикаль. Так, эксперт Андрей Головачев отмечает, что  Запад «очень наивен», ожидая, что украинские  кланы, сами добровольно  будут бороться с собой.

«И если Запад будет упорствовать в своем неестественном желании, то правящий класс пойдет на все, вплоть до смены геополитического вектора», —  считает он.

Не исключено, что президентская администрация, продвигая законопроект, рассчитывает на транш от Международного валютного фонда.

Ведь транш МВФ в размере 1,9 млрд долларов должен был поступить осенью. Но фонд заявил о невыполнении украинской властью взятых на себя обязательств. Вслед за МВФ об этом заявила и Еврокомиссия. В результате, украинской стороне было отказано в получении третьего транша макрофинансовой помощи Евросоюза в 600 млн евро.

Вопрос предоставления нового пакета помощи от ЕС и транша МВФ будет рассматриваться в начале 2018 года. После того, как законопроект зарегистрирован, но до того, как он будет принят.

Обойти требования Запада — расширить полномочия

Изначально планировалось, что Антикоррупционный суд будет рассматривать дела о коррупции, в которых замешаны чиновники высших категорий- уровня министров , а также там, где сумма взятки превышает 1,6 млн грн.

Однако поданный в Раду  законопроект предполагает, что  антикоррупционные судьи будут рассматривать дела, которые напрямую не связаны с коррупцией как таковой (торговля наркотиками и торговля оружием), в которых принимают участие должностные лица.

Для рассмотрения  дел Антикоррупционным судом понизили сумму ущерба с 1,6 млн гривен до 850 тыс. гривен. Также этот  суд будет рассматривать дела по статьям 255 и 256 — создание преступной организации и содействие участникам преступных организаций и сокрытие их преступной деятельности в части, связанной с коррупцией.

По мнению инициаторов законопроекта, такой подход полностью согласуется с позицией Венецианской комиссии. Однако, тотчас после регистрации законопроекта, украинское представительство Transparency International  рекомендовало президенту Украины Петру Порошенко отозвать законопроект.

В организации  указывают, что предметная подсудность Антикоррупционного суда не включает все преступления, подследственные НАБУ. В то же время она расширена до целого ряда преступлений, подследственных Национальной полиции и Государственному бюро расследований.

«Это может загрузить Высший Антикоррупционный суд слишком большим количеством дел», — отметили в организации. Хотя в заключении Венецианской комиссии четко указано, что юрисдикция суда должна отвечать подследственности НАБУ и САП

Также Transparency International   сомневаются, что президентский законопроект позволит осуществить независимый и беспристрастный отбор судей. Дескать, там нереалистично высокие требования к кандидатам на должность судьи, которые существенно сужают количество потенциальных кандидатов.

 

Мустафа Найем отмечает, что при формировании суда у международных экспертов будет только совещательный голос, а решение будет принимать комиссия, подконтрольная власти. Так, для отбора судей будет сформирован Общественный совет международных экспертов, в который войдут кандидаты, предложенные международными организациями. Совет международных экспертов будет выносить свое решение по каждому кандидату.

 «Но если совет экспертов решит, что кандидат на должность судьи не соответствует критериям, то…ничего страшного. Это решение может быть отменено решением Высшей квалификационной комиссии судей, за которое проголосует 11 из шестнадцати ее членов», — поясняет депутат.

 Руслан Бортник не видит перспектив принятия такого закона без изменений. «Наши еврооптимисты и западные партнеры хотят видеть Антикоррупционный суд как независимый орган, который будет работать по примеру НАБУ, тогда как президент и его команда стараются создать под новой вывеской старый суд, который будет значительно зависеть от власти», — считает он.

Эксперт прогнозирует ожесточенную борьбу вокруг процедуры избрания судей, вокруг контроля над этим судом, принципов и механизмов его функционирования.

 «Потенциально, если суд заработает, то этот инструмент будет очень опасен для украинских политических элит. Но если говорить по правде, то западные партнеры также не благотворительностью занимаются, а создают замкнутый цикл антикоррупционного правосудия, который им необходим для контроля над украинскими элитами», — заключил он.

Читайте также по теме