Состояние украинского автопрома сложное, констатируют эксперты, отмечая, что возрождение отрасли тормозят правила ВТО, технологическая отсталость, потеря традиционных рынков сбыта, проблема «евроблях» и отсутствие поддержки.
Уже пятый год отечественная автомобильная индустрия демонстрирует сверхдинамичное падение. В целом за десять лет производство рухнуло в 90 раз. Теперь в стране выпуском легковушек занят только один завод, при этом некогда флагман отрасли -предприятие ЗАЗ — законсервировал конвейеры, переключившись на смежные направления.
По данным ассоциации «Укравтопром», в ноябре в стране совокупно было собрано 520 единиц автомобильной техники, что на 49% меньше, чем в соответствующий период 2017 года. Львиная доля от этого количества была выпущена на заводе «Еврокар» (439 легковых авто), который, напомним, занимается крупно- и мелкоузловой сборкой автомобилей марки Skoda.
Также в ноябре было выпущено 78 автобусов, из которых 40 единиц на «Черкасском автобусе», 20 – на Черниговском автозаводе, 13 – на «Богдане», 4 – на Часовоярских автобусах и 1 – на ЗАЗ (автобус был произведен в целях тестирования оборудования – Авт.). Кроме того, в прошлом месяце было произведено 2 грузовика («Черкасский автобус»). Стоит добавить, что в статистику не были включены производственные результаты «АвтоКрАЗа», который в связи с военным заказом прекратил обнародовать свои показатели с августа 2016 года. В целом, по оценкам экспертов, сегодня локальный рынок составляет около 80 тысяч авто.
Если сравнивать с ноябрем предкризисного 2013 года, то автопроизводство в стране снизилось на 5 293 единицы или на более, чем 1000%.
Как объясняют эксперты, на ситуацию в отрасли повлияло снятие защитных мер в виде спецпошлин на импорт легковых авто. Они были отменены в 2015 году из-за требований Всемирной торговой организации (ВТО).
«Главная причина, по которой имеем катастрофическое падение объемов автопроизводства, — неправильное вступление в ВТО. Последствия этого мы пожинаем сегодня», — комментирует президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, добавляя, что Украине надо было отстоят свои интересы перед тем, как стать членом организации.
Также аналитик подчеркнул, что на автопром пошатнулся из-за войны на Донбассе и торговой войны с РФ, вследствие чего был потерян один из традиционных рынков сбыта.
«Третий фактор, который не позволяет в Украине повысить производительность автопрома, – это «евробляхи». Они существенно снизили необходимость приобретения новых автомобилей ввиду финансового положения граждан», — сказал А. Охрименко.
Добавим в свою очередь, что новые правила растаможки автомобилей на иностранной регистрации, которые были ранее ободрены в Верховной Раде, наверняка, повлияют на ситуацию, ведь изменена схема расчета акциза на ввезенный автомобиль. При расчете учитывается возраст автомобиля, умноженный на объем двигателя, а также на базовый акциз в 50 евро. Кроме того, нужно будет уплатить 10% от стоимости авто, а также уплатить НДС в размере 20% от всех платежей. Следовательно, растаможить, например, автомобиль Mazda 2006 года выпуска, стоимостью 3 400 долларов за рубежом, можно будет за 2 240 евро.
Напомним, в стране насчитывается около 3 млн «евбролях», многие из которых ездят с нарушением режимов пребывания.
Эксперты среди факторов падения автопрома также называют сокращение доходов населения, отсутствие государственного стимулирования отрасли плохо работающая система автокредитования.
Таким образом, как говорит А. Охрименко, в сложившихся условиях, нет никаких оснований считать, что в скором времени ситуация начнет улучшаться.
«На приход иностранных компаний, которые могли бы реанимировать автопроизводство, можно рассчитывать только тогда, когда в стране утвердиться цивилизованный рынок. К примеру, для этого нужно ввести налоги на утилизацию авто, на экологию и т.д. Кроме того, нужно создать условия, при которых украинцы не были бы заинтересованы в приобретении «евроблях». А без этих мер ничего не получится», — подытожил эксперт.