Банковская система – кризис или стабильность?

Прошлый год для украинской экономики был временем, когда кризисные процессы при поддержке правительства ширились и углублялись. Падало промышленное производство, росло число убыточных предприятий, поднималось цены на продукты. Стабильными оставались разве что курс гривны и банковская система. Но и они концу года – зашатались.

На первом посленовогоднем заседании Кабмина, премьер-министр Украины Николай Азаров похвалился тем, что в 2013 году депозитные вклады физических лиц в гривне выросли на 70 млрд гривен. Глава правительства убежден, что такая статистика свидетельствует о доверии украинцев к экономической политике, которую проводит Кабмин.

«Только за прошлый год депозиты физлиц в национальной валюте возросли почти на 70 млрд грн, или на 36%. В целом наши граждане на сегодня хранят в банках свыше 434 млрд грн — более чем годовые доходы госбюджета», — радовался премьер.

Банкиры же, в отличие от Николая Яновича, так бурно свои восторги не выражают. И тому есть причины. В январе-ноябре 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года доходы банков выросли на 10% — до 151,1 миллиарда гривен, расходы – на 11,8%, до 148,7 млрд грн. То есть рост расходов опережал рост доходов. Сказалось это и на прибыли, которая составила 2,4 млрд грн. Это в 1,8 раза меньше показателя за аналогичный период 2012 года (4,4 млрд грн).

Некоторые иностранные инвесторы отреагировали на ухудшение экономический ситуации предельно жестко – решив продать банки. Изменил иностранных акционеров «Кредитпромбанк», который мажоритарный акционер Дельта Банка Николай Лагун выкупил у пула европейских инвесторов. Он же выкупил украинскую «дочку» шведского Swedbank за $175 млн и переименовал его в Омега Банк. Летом этого года Лагун также купил греческий Астра Банк, принадлежащий Alpha Bank А.К. (Греция). Пытались уйти с украинского рынка банки Кипра, где разгорелся финансовый кризис. Но пока правительство Кипра не может найти покупателя на одесский Марфин Банк, который является «дочкой» ликвидируемого Cyprus Popular Bank, и Bank of Cyprus. В СМИ озвучивались планы и продаже Райффайзен Банк Аваль, но их быстро опровергли. Вместе с тем, в «материнской структуре» (RBI) все же подтверждают наличие интереса со стороны других лиц к покупке украинского банка.

К концу года увеличился и объем помощи Нацбанка коммерческим банкам. Так, объем рефинансирования банков НБУ в декабре 2014 года составил 27,6 млрд грн, что в 2,9 раза больше, чем в ноябре-2013 (9,5 млрд грн). Также объем приобретенных НБУ ценных бумаг в декабре составлял по номинальной стоимости 7,4 млрд грн. Всего с начала года Нацбанк выкупил ценных бумаг на 45,6 млрд грн. В декабре же, Минфин осуществил выпуск ОВГЗ для увеличения уставного капитала ПАО Государственный Ощадный банк на сумму 1,4 млрд гривен с доходностью 9,5% годовых. Если все так хорошо, как считает премьер, то почему тогда иностранцы продают свои банки в Украине, НБУ – увеличивает объемы поддержки комбанков, а Минфин – государственных банков? Ответ на этот вопрос прост и банален: чем глубже в стране кризис и выше нестабильность, тем сильнее это сказывается на таких системах, которые лучше всего работают при нормальных условиях. В частности, на банковской.

Читайте также по теме