Безудержно растущая безработица – бич Украины

Уровень безработицы в Украине достиг максимальных показателей с начала ХХІ века, отмечают в госслужбе статистики. К сожалению, армия безработных у нас в стране продолжает увеличиваться и растет она во всех регионах страны. Этому способствуют как массовые увольнения, так и постоянный приток переселенцев. О плачевной ситуации на отечественном рынке труда ГолосUA рассказали ученые и аналитики в сфере занятости.

Люди на переобучение не идут

В центры занятости, к сожалению, многие безработные украинцы просто не обращаются, в том числе и переселенцы, отмечает директор НИИ труда и занятости населения Татьяна Кирьян. К тому же и вакантных мест в центрах занятости, которые они могли бы предложить, крайне мало.

Немаловажно также, что люди не хотят переобучаться вторым профессиям, утверждает эксперт. Они рассчитывают на то, что могут вернуться обратно на свои места прежде, где они проживали. То есть, эти люди не переобучаются. Те должности и профессии, которые им предлагают, то ли им не подходят, то ли они им не совсем соответствуют. К примеру, для человека с высшим образованием должность дворника явно не подойдет. Татьяна Кирьян отмечает, что в основном пострадали люди, занимавшие ранее такие должности, как администрирование. На переобучение они практически не идут.

К слову, для переселенцев разрабатывалась специальная программа. Трудности с трудоустройством и переобучением у них связаны в первую очередь с тем, что деток невозможно устроить в детские сады, и, во-вторых, — это серьезная проблема с проживанием. Также те должности, которые им предлагают, как правило, с очень низкой заработной платой. Разумеется, людей это не устраивает.

Говоря о госпрограммах по трудоустройству, старший научный сотрудник Института труда Владимир Федяй отметил, что в настоящий момент есть подготовленные в Министерстве социальной политике программы по содействию, реабилитации и трудоустройству перемещенных лиц. Здесь есть государственная помощь в виде государственной программы. Данная программа, которая должна быть утверждена, призвана помочь этим людям в новых условиях интегрироваться, адаптироваться и обеспечить соответственно их работой.

Никто не обязан помогать экс-гаишникам

Касательно увольнения сотрудников милиции технология известна: если их меняют, набирают новых, а старых увольняют, то последние идут в службу занятости, которая является государственным посредником, и им там ищут работу, отмечает старший научный сотрудник НИИ труда и занятости населения Владимир Федяй.

Конечно, гаишники привыкли к стабильным заработкам, однако никто не обязан им помогать в трудоустройстве, что называется — «ищи сам». Если они не выдержали экзамен на профессию, не справились, никто не виноват в этом.

«Скажу, что нет госпрограммы касательно трудоустройства гаишников. Им, возможно, нужно будет поменять профессию, пройти переобучение с целью трудоустройства», — высказывает свое мнение эксперт.

По словам Татьяны Кирьян, для этой категории работников устраивали конкурс, в котором был ограниченный возраст – до 35 лет.

«Если мы когда-то при Тигипко готовили предложения по трудоустройству людей, которые старше 45 лет, то сейчас уже возникает проблема уже для 35-летних людей — им трудно устроиться на работу. Опять же где их переобучать?» — сетует ученый.

«Мы по программам экономического развития проводили конференцию, на которой не было ни единого представителя ни Кабмина, ни Минфина…, — продолжает директор Института труда. — Тут надо исходить из того, что программа экономического развития предусматривает, где, в каких регионах, в каких областях, какие будут открываться новые отрасли или развиваться старые, где будут создаваться новые рабочие места… Самое ужасное во всем этом – это обучение людей новым профессиям…»

На место юриста претендуют 100 человек

Сейчас в массе вузов, в том числе и государственных, проходит, как правило, одна и та же дисциплина, проанализировала Татьяна Михайловна. Куда потом выбросят этих специалистов?! Сейчас уже на одно рабочее место юристов претендует 100 человек. Касательно других профессий также существуют перекосы.

«Даже если взять Институт дизайна или пищевой промышленности, то мало специалистов выпускают по этим направлениям. Можно сказать, что легкая промышленность, как таковая, умерла. Сахарная промышленность у нас почти исчезла. Где у нас механики, электротехники, теплотехники?! Полно юридических специальностей, социологических… Налицо явные перекосы в системе обучения молодежи. То, что госзаказ на специалистов сокращается, а 5-10% идет на льготников, — это одно, потому что денег нет. Но не отслеживается, где эти молодые люди будут потом трудоустроены», — обрисовывает проблему ученый.

Раньше все школы были или технического направления, или гуманитарного, были даже профильные курсы – дети там проходили подготовку с тем, чтобы выбрать себе профессию. Было и медицинское направление, и техническое, и гуманитарное… Дети шли также в профтехучилища, которые давали статус. Каждое предприятие имело свое училище, готовили специалиcтов по заявке предприятия для работы на новом оборудовании, имеющемся на производстве. Предприятие в свою очередь получало обученных специалистов. Было наставничество, была стабильность. Сейчас количество профтехучилищ в Киеве значительно сократилось, раньше их было 31.

В наше время даже по госзаказу студентов никто негде не трудоустраивает, они сами бегают, спрашивают, где их могут взять на работу.

Главное – возродить наставничество

Сложилась тупиковая ситуация с трудоустройством в стране, отмечает Татьяна Кирьян. Люди идут лишь бы где-то устроиться, что-то получать. Самое главное, на что надо обратить внимание, — это наставничество. К слову, многие опытные научные специалисты ушли с учетом нового закона. За счет того, что финансирования нет, приходилось сокращать именно пенсионеров. А молодежь уже учить некому. Ведь опыт есть опыт, который просто необходимо передавать. Это также тупиковая ситуация.

Касательно перенасыщения рынка труда юристами и экономистами – это довольно старая проблема.

По словам Владимира Федя, здесь «четырехугольник» – Министерство образования и науки, которое готовит специалистов, Министерство экономики и торговли Украины, которое формирует государственный заказ по подготовке кадров, Минсоцполитики, которое отвечает за общую политику, и Минфин, который отвечает за финансирование. Проблема эта

стара как мир. Два министерства — Минфин и Минобразования – это государство в государстве. Они все решают, они деньги выделяют на госзаказ на подготовку кадров и «клепают» их. Ни один документ уже проходил через Кабмин с предложением так формировать государственный заказ на подготовку специалистов, чтобы он отвечал потребностям развития экономики и социальной сферы. Назрела потребность переориентировать рынок образовательных услуг для потребностей рынка труда, а воз и ныне там. А мы воду в ступе толчем и толчем. Уже назрела проблема сократить частные вузы. Готовят же они сразу безработных специалистов. Здесь надо исправлять ошибки, менять политику.

«Беда в другом — в том, что войну начали де-факто (де-юре по-другому это называется). Горе, переселенцы – тут нужна программа, тут нужно помогать. Тут нужна разумная государственная политика помощи, а кого- то надо наказывать на соответствующих уровнях. Найти деньги и реализовывать эту программу, помогать людям получить как жилье, так и работу», — уверен эксперт.

Увы, корпоративный интерес присутствует везде, но никак не государственный. В руководство идут те, у кого сильный корпоративный интерес. Молодежи уже сколько погибло, а коррупция процветает, старые схемы действуют: что ж там в головах и сердце, есть хоть немного святого?!

Читайте также по теме