Галина Акимова
15:20 24/09/2010

Большая приватизация по строгим правилам

На 2011 год намечена большая энергоприватизация. В начале сентября Кабмин поставил задачу до конца текущего года разблокировать процесс приватизации энергетических предприятий и подготовить к продажам контрольные пакеты тепловых энергогенерирующих и энергопоставляющих компаний, пребывающих в собственности государства.

Об этом не так давно сообщило деловое издание «Экономические известия». По его информации, ситуация в отрасли сложная, у тепловиков – миллиардные долги. Без соответствующих реформ и модернизации энергетическая отрасль в ее нынешнем статусе обречена на коллапс.

В настоящее время в собственности государства сохранились контрольные пакеты четырех из пяти тепловых энергогенерирующих и 14 из 27 энергопоставляющих компаний (облэнерго), которыми сейчас управляет «Энергетическая компания Украины».

«У государства нет иного выхода, кроме продажи имеющихся у него пакетов акций энергогенерирующих и энергораспределительных компаний, — говорит вице-президент Центра исследований корпоративных отношений Вячеслав Бутко. – Ибо данные компании остро нуждаются в существенных инвестициях в их модернизацию и техническое перевооружение. Скорее всего, средств в госбюджете-2011 на эти цели предусмотрено не будет. В то же время, стоит ожидать активное участие в приватизации отечественных энергетических активов как нескольких украинских ФПГ, так и представителей солидных зарубежных компаний. В таких условиях цена приватизируемых энергоактивов может быть достаточно высокой…».

При хорошем раскладе, полагает эксперт, вполне логично ожидать, что в 2011 году сумма поступлений от приватизации в Украине составит не менее 10 млрд. грн. Но, что такое хороший расклад и что может быть залогом успешного расгосударствления?

Ответ на этот вопрос можно найти в новостях информагентств. Они сообщают, что конца октября Кабмин разработает и внесет в Верховную Раду законопроект о государственной программе приватизации. А в четвертом квартале 2010 года будет разработан и внесен в Верховную Раду еще и законопроект о Фонде государственного имущества. Примут ли, наконец, этот многострадальный документ, зависит от политической воли правительства и коалиции.

Напомним, что за документ, регламентирующий работу ФГИ, Верховная Рада голосовала неоднократно. Но тогдашний Президент Виктор Ющенко так же регулярно его ветировал. /> Первый раз Рада приняла закон 8 сентября 2005 года, однако Президент применил к нему право вето. Повторно парламент вернулся к этому вопросу 3 ноября 2005 года: закон рассматривался в новой редакции с частичным учетом предложений Президента. Но последний так не посчитал и 22 ноября 2005 года опять ветировал — уже новый вариант.
11 января 2006 года Верховная Рада снова приняла в новой редакции закон "О Фонде государственного имущества Украины", учтя предложения Президента. Но Президент не дремал, в третий раз наложил вето.

Насколько мне помнится, камнем преткновения стали вопросы процедуры назначения председателя Фонда госимущества и его заместителей, а так же степень влияния Кабмина на приватизационное ведомство. Понятно, что на тот момент это было делом принципа: хотя скандал сентября 2005 года смел первое правительство Юлии Тимошенко, Виктор Ющенко ждал БЮТовского реванша и пытался застраховаться от него в вопросах управления госсобственностью.

Как известно, «заклятая дружба» соратников по Майдану до добра не довела. Приватизация фактически была уничтожена как явление. А фрагментарные попытки продать что-нибудь из государственных активов заканчивались скандалами, подобными истории с невозвращенным залогом за Одесский припортовой завод. Не удивительно, что респектабельные инвесторы просто перестали играть в украинские приватизационные игры. «Правительство по определению не должно быть мошенником, — говорит народный депутат от КПУ Алла Александровская. – Потому что правительство, которое совершает мошеннические действия, подрывает авторитет не только лично свой, а и государства на международной арене. Это значит, что с таким государством не захотят иметь дело…».

Чтобы вернуть доверие инвесторов нужно время и четкие правовые рамки процесса. В текущем году потенциальные покупатели к Украине только присматривались, в будущем начнут тестировать на прозрачность. «Промежуточные итоги приватизации в 2010 году вряд ли их можно признать успешными, — размышляет Вячеслав Бутко. – Однако оценка действий Фонда государственного имущества должна быть существенным образом скорректирована в силу сложного политического и экономического наследства, доставшегося от предыдущих руководителей исполнительной власти и ФГИ, ряда приватизационных скандалов, имевших место на протяжении 2006-2009 годов. Это существенно затрудняло проведение процессов разгосударствления в текущем году. С моей точки зрения, действительно показательной будет приватизация объектов в следующем году. Здесь могут сказаться как факторы прекращения рецессии в мировой экономике, постепенного «выздоровления» экономики Украины, так и ожидаемые профессиональные действия руководства ФГИ», — резюмирует Бутко.

Но, чтобы давать оценку профессионализму ФГИ, нужно сначала предоставить ему «билль о правах», который оградит ведомство от влияния заинтересованных сил на приватизационные процессы и обеспечит независимость решений. «Принятие парламентом и подписание Президентом Закона «О Фонде государственного имущества» станет залогом успешной приватизации в нашей стране, — говорит Вячеслав Бутко. — С одной стороны это будет гарантировать независимость ФГИ Украины от различных ветвей власти, а с другой стороны обеспечит возможность последующего контроля за эффективностью работы Фонда».

Таким образом, можно констатировать: в следующем году есть реальная возможность дать энергоотрасли шанс на новую жизнь. Но для этого необходимо закрыть зияющую дыру в правовом пространстве и принять соответствующий закон о Фонде госимущества. Судя по заявлениям правительства, там это прекрасно понимают. Осталось – превратить слова в дела.
 

Читайте также по теме