Около года назад правительство Японии заявило о намерении выделить Украине кредит в размере 110 миллиардов йен на модернизацию Бортнической станции аэрации (БСА). Средства должны были выдать на 40 лет под 0,1 % годовых с возможностью отсрочки платежа на 10 лет. Минувшим летом высокопоставленные украинские чиновники и японский посол побывали на БСА и обнадежили жителей столицы – мол, не сомневайтесь, модернизации быть. Правительство Арсения Яценюка тоже спохватилось и в свою очередь пообещало выделить на ремонт станции целых 109 миллионов гривен. Осталось дождаться начала работ и тогда киевляне, а следом за ними все жители Украины, живущие ниже по течению Днепра, вздохнут спокойно. Но, говоря о модернизации Бортнической станции, власть забывает о не менее серьезной проблеме, которая возникает каждый год – угрозе прорыва дамбы на иловых полях.
Гладко было на бумаге, да забыли…
Существует несколько причин, которые заставляют специалистов и экологов бить тревогу и требовать от властей проведения серьезной реконструкции этих сооружений, так как опасность прорыва дамбы на иловых полях БСА возникает каждый год. Во-первых, несмотря на то, что ежегодно проводятся работы по укреплению сооружений, отделяющих поля фекалий, ситуация практически не меняется. Дело в том, объясняет директор Института города Александр Сергиенко, что дамба состоит из земли, песка и щебенки. «Фактически дамбы, удерживающие иловые поля, это земляные насыпи, которые сверху даже не укреплены асфальтом. То есть, из-за сильных осадков возможно переполнение этих резервуаров и, как следствие, прорыв. Нужно понимать, что от иловых полей до берегов Днепра расстояние небольшое», — отметил эксперт.
С этим согласен эколог Владимир Борейко. По его словам, из-за того, что дамба на иловых полях построена не из бетона, а из глины и песка, ее прорыв возможен даже после хорошего дождя. Во-вторых, объемы органических осадков на этих полях продолжают увеличиваться с каждым годом, не спасли ситуацию и проведенные в 2012 году меры по наращиванию дамб до новых проектных мерок. Количество отходов продолжает расти с каждым годом, так как очищение ила и использование его для сельскохозяйственных нужд было прекращено в конце 90-х годов прошлого века.
В свою очередь, председатель общественной организации «Киевляне, объединяемся!» Александр Дядюк отмечает, что возможности для хранения отходов на иловых полях не безграничны и на сегодняшний день уже исчерпаны. «Около месяца назад я присутствовал на комиссии Киевсовета по вопросам ЖКХ, где прямо говорили, что иловые поля БСА давно переполнены. Сейчас не только нельзя говорить об увеличении территории полей, но и об их дальнейшей эксплуатации»,- подчеркнул А. Дядюк.
Получается, что сейчас жизнь и здоровье жителей Украины полностью зависит от каприза природы.
Экологический «Чернобыль»
Большинство экспертов уверенны, что в случае прорыва дамбы масштабная экологическая катастрофа неизбежна, так как Днепр обеспечивает водой 2/3 территории Украины. Иловые поля Бортнической станции аэрации являются опасным объектом, деятельность которого влияет на состояние окружающей среды. Директор Института города А. Сергиенко уверен, что последствия прорыва дамбы будут аналогичны Чернобыльской аварии, так как водой из Днепра пользуются 70% жителей Украины, а это 35 миллионов человек. Он уточнил, что очищение от попавших в нее тяжелых элементов и химических соединений будет возможно только природным способом.
В свою очередь глава Всеукраинской экологической лиги Татьяна Темочко отмечает, что загрязнение питьевой воды, «благодаря» иловым полям, происходит и без прорыва дамбы. «Иловые поля загрязнены токсическими веществами, тяжелыми металлами и, кроме того, содержат радиоактивные вещества. Постепенно жидкость просачивается в грунтовые воды и после чего они попадают в поверхностные воды, а оттуда в питьевые источники. А разрыв дамбы приведет к тому, что загрязнение попадет непосредственно в реку»,- заявила Т. Темочко.
Куреневская трагедия в масштабах страны
К сожалению, высокие столичные и государственные чиновники до сих пор не понимают всей серьезности ситуации и не умеют проводить исторические параллели. Глядя на земляную дамбу иловых полей Бортнической станции аэрации, нельзя не вспомнить Куреневскую трагедию. Тогда, из-за работ по замыву Бабьего Яра, отходы производства (пульпа) прорвали земляную дамбу, затопили район Киева Куренёвку и привели к многочисленным жертвам.
Реальным выходом из создавшейся ситуации эксперты называют серьезную реконструкцию дамбы и внедрение технологий по переработке имеющегося ила. «Прежде всего, нужно провести противопаводковые мероприятия и максимально надежно укрепить дамбу. Следующий шаг — постепенное изъятие ила и его переработка», — сообщил экс-глава КГГА Владимир Бондаренко. Но на сегодняшний день даже в Министерстве экологии не могут оценить все возможные риски. «Бортническая станция – большой проект и большая проблема. Мы не можем оценивать риски, потому что станция коммунальная, это вопросы к «Киевводоканалу». Оперативную информацию спрашивайте там. У нас даже нет профессионально доступа, чтобы привести туда специалистов. Этим занимаются «Киеводоканал» и КГГА», — заявил министр экологии и природных ресурсов Игорь Шевченко и добавил, что правительство ожидает «миллиардный кредит» от правительства Японии, который пойдет на создание «в Бортничах новой станции аэрации».
А пока в Кабинете министров и в КГГА готовят проекты, украинцам остается надеяться, что «земляная» дамба выдержит, так как с каждой минутой количество ила на полях неумолимо растет.