Галина Акимова
11:33 05/05/2010

Бюджет: повозка о трех колесах

Кости есть, мясо – нарастет. Примерно, так можно охарактеризовать бюджетную ситуацию в Украине. Смету страны приняли. Но она далеко не идеальна. Как минимум, ее можно улучшить: благо, изменения и дополнения к закону о бюджете никто вносить не запрещал. Как максимум нынешний бюджет должен стать последним финансовым сумбуром в истории Украины. А в дальнейшем необходимо переходить к вдумчивому системному планированию…

Вот уже несколько дней, как стало понятно, в каких цифровых ориентирах живет страна. Доходы бюджета в 2010 году составят 267,4 млрд. гривен, расходы – 323,5 млрд. гривен. Таким образом, дефицит выливается в 57,7 млрд. гривен (около 7 млрд. долл. или 5% с лишним ВВП). 

Госдолг страны к концу года не должен превысить 308,3 млрд. Бюджет рассчитан исходя из темпов роста украинской экономики в 3,7% ВВП, инфляции — 13,1% и курса гривны к доллару 8 к 1. Номинальный ВВП должен составить чуть более 1 трлн. гривен, а фонд оплаты труда — 338,9 млрд гривен. 10 млрд гривен в бюджет перечислит Нацбанк из золотовалютных резервов.

Для сравнения, в 2009 году дефицит бюджета равнялся 14% ВВП, а сам ВВП упал более чем на 13%. Правда, есть такая штука, как база сравнения. Если сравнивать кризисный год с успешным, падение будет шокирующим. А если более-менее удачный с кризисным, наоборот, очень даже небольшим. 

Конечно, правительство Юлии Тимошенко работало безобразно да и кризис серьезно ухудшил наши показатели. Но «игра с цифрами» не должна быть самообманом для нынешней власти: рост экономики в пределах 3,7% ВВП – это фактически не рост, а возвращение на одну ступень к докризисному уровню. А таких ступеней еще – идти и идти. 

Точно так же не надо обманываться относительно дефицита бюджета. Для правительства было критически важно так составить смету, чтобы он не превышал 6% ВВП. Поскольку в противном случае Международный валютный фонд отказывался давать кредит. 

И ушлые чиновники Минфина все-таки выкрутили цифровой калейдоскоп так, что 6% вышло. Почти. Ну, 5,3% от ВВП – это сам дефицит бюджета, плюс 1% ВВП – дефицит «Нафтогаза». Вроде бы все хорошо. Но на самом деле в рабской погоне за приемлемыми для МВФ показателями, реальных источников покрытия дефицита бюджета не нашли. 

Поэтому отдельные специалисты бюджетного дела в частных беседах называют совсем другую цифру: 150-170 млрд грн. Таков, по их мнению, реальный, но тщательно завуалированный размер дефицита бюджета. К сожалению, как говорят в народе, шила в мешке не утаишь. Все тайное рано или поздно становится явным. 

Явной тайна бюджетного дефицита может стать очень даже просто: когда окажется, что бюджет не выполняется. И его необходимо секвестрировать. И это при том, что целый ряд серьезных проблем принятый закон уже сейчас не решает. 

Например, задолженность по НДС. В прошлом году, Тимошенко не только заставила предпринимателей расплатиться вперед по налогам (немыслимое требование для цивилизованного мира!), но и не выполнило перед ними обязательства по возмещению НДС. В результате прирост государственного долга по возмещению НДС составил, по некоторым подсчетам, 7 млрд грн. 

Конечно, закон про НДС – одно из самых неудачных творений депутата Сергея Терехина (теперешнего БЮТовца). И протиснут через сессионный зал этот проект был под давлением еще одного «реформатора» Виктора Пинзеника. Причем, предметом шантажа был государственный бюджет на 2007 год, который отказывалось подавать правительство Павла Лазаренко. 

Поэтому, если уж говорить глобально, НДС нужно или отменять, или совершенно по другому администрировать. Для чего потребовалось бы переписать закон, как говорится, по уму. 

Но бюджет исходит не из благих пожеланий, а из суровой реальности. НДС у нас есть. Возмещать экспортерам его надо. Если правительство не изменяет налоговые законы, значит должно их выполнять. Скажем так: взялся за гуж, не говори, что не дюж. 

Но вот что интересно: нынешний кабинет, резко и, в общем-то, справедливо критикуя своих предшественников, не спешит сильно от них отличаться на деле. В апреле активизации возмещения НДС не происходило, задолженность нарастала. Это объяснялось отсутствием бюджета. Возможно, с принятием бюджета ситуация изменится. И возмещение начнется. Не деньгами, так специальными ценными бумагами-облигациями. 

Но вот какая штука. По словам президента Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха, сумма предъявленных заявок по задолженности по возмещению налога на добавленную стоимость на сегодняшний день составляет около 31 млрд. грн. Из них порядка 17 млрд. грн. – это просроченные суммы. А в бюджете на возмещение НДС заложено только 25 млрд. грн. 

Что же получается: либо мы утверждаем, что 7-8- млрд. грн. – это сомнительные заявки, и тогда нужно наказывать тех, кто их подает (налицо – финансовое мошенничество и обман державы); либо официально признаем, что бюджет «удовлетворить» всех «возмещенцев» не может. И тогда следует принять законодательный или нормативный акт, который определит очередность получения возврата по НДС теми, кто имеет на это право. 

Если такого документа не будет, появится живая очередь. А с ней и отдельные умельцы проходить вне очереди и проносить в высокие кабинеты специальные взятки, именуемые в деловых кругах «откатами». Таким образом, свои денежки обратно получат не те, кто больше заслуживает (металлурги, химики, аграрии), а ловкачи со связями. 

Еще одна тема – это кредит МВФ. Фактически бюджет задержали не столько из-за цены газа, сколько из-за многочисленных согласований с международным кредитором. И сейчас мы имеем две новости. Одну плохую, одну хорошую. Непонятно только, что к какой отнести. 

Итак, в бюджет заложено 2 млрд грн денег от МВФ и Международного банка реконструкции и развития. Это 20% общего объема долгов. Вроде бы новость хорошая: уровень кредитного допинга снижается. 

С другой стороны, если учесть, что МВФ недоплатили нам почти 6 млрд. долл. (из 16,4 млрд. обещанных дал на сегодняшний день 10,5 млрд. долл.), а в бюджет заложено 250 млн долл (при курсе 8 грн за 1 долл, на котором базировались расчеты), то становятся понятны горькие слова Пинзеника, сказанные им в интервью одному из телеканалов. «Не нужно жить иллюзиями – никто страну спасать не будет. Ждать, что кто-то со стороны придет и будет закрывать наши дырки – это иллюзия». 

К сожалению, до идеолога монетаризма и сотрудничества с МВФ очень поздно дошли эти давно очевидные выводы. Безусловно, Украина не в том положении, чтобы перебирать харчами. Но 250 млн долл., согласитесь, не та «добыча», ради которой стоило устраивать вокруг МВФ такие пляски. 

Совсем другое дело – Россия. Очевидно, что харьковские соглашения во многом спасли украинский бюджет и позволили развиваться отечественной экономике. Фактически Россия предоставила нам дотацию в размере 4 млрд. долл., позволившую выполнить закон о социальных стандартах, повысить пособия малообеспеченным и сохранить на нынешнем уровне коммунальные тарифы для населения. 

Эти требования были основными, на чем настаивали коммунисты. В период работы над проектом бюджета, лидер КПУ и председатель парламентской фракции коммунистов Петр Симоненко четко заявлял, что Коммунистическая партия не будет голосовать за бюджет на 2010 год, если в нем будут учтены требования Международного валютного фонда (МВФ) о сокращении соцвыплат и повышении тарифов. 

"Мы выступаем против сотрудничества с МВФ и выступаем категорически против требований, которые нам выставляет МВФ… Как известно, это увеличение возраста уходящих на пенсию, рост тарифов на 75% для населения на газ и сокращение пенсий и зарплат… Мы будем выступать против, и если это будет составляющей бюджета, то мы, безусловно, будем жестко критиковать, безусловно, мы будем выступать против принятия бюджета", — говорил Симоненко.

Последовательность коммунистов, не дававших Минфину расслабиться, сработала как в свое время народный контроль. В результате в бюджете учтены требования норм с закона о государственной социальной помощи малообеспеченным семьям. 

Выплаты малообеспеченным в 2010 году, по сравнению с 2009-ым годом повышаются: на 37% — для трудоспособных граждан, на 42% — для нетрудоспособных и на 47% — для инвалидов. Это большая победа левых сил в парламенте в части защиты интересов самых уязвимых слоев общества. 

А вот что касается роста заработной платы, то здесь правительство явно поскупилось. Согласно бюджетным прогнозам она повысится всего на 5% (до 2245 в среднем за год), в то время, как инфляция превысит 13%. Таким образом, фактически нарушен закон об индексировании доходов граждан. А реальное благосостояние будет съедено инфляцией и упадет (а не повысится) на 8%. Не повысятся и стипендии студентам. Хотя далеко не все из них принадлежат к так называемой золотой молодежи и не нуждаются в средствах. 

Кроме того, требует своего решения наболевшая проблема компенсации обесцененных вкладов граждан, о которой, под шумок кризиса, благополучно забыли «оранжевые». В парламенте не был поддержан закон, поданный коммунистами Петром Симоненко, Петром Цыбенко и Валентином Матвеевым, о госгарантиях восстановления сбережений граждан, который определял правовые, экономические и организационные принципы возвращения обесцененных вкладов населения в учреждения "Ощадбанка" Украины и бывшего "Укргосстраха". За него не проголосовали регионалы. Более того, они не поддержали и аналогичный проект своего однопартийца Александра Стояна. Коммунисты, что характерно, голосовали в полном составе за оба варианта, не педалируя свой авторский.

При этом представители Партии регионов поясняли свою позицию отсутствием государственного бюджета и тем, что готовится ряд законопроектов, в которых будет урегулирован в том числе и этот вопрос. Что ж, пришло время сдержать слово и вновь вернуться к данному вопросу. Бюджет-то принят. 

Не мешает так же уже сейчас начать заниматься системным планированием, чтобы готовить бюджет 2011 года не на ощупь. Только тогда мы получим реальный для выполнения документ, отражающий истинное состояние дел в экономике и ориентиры ее дальнейшего движения, а не мастерски составленный чиновниками реферат для «дяди из МВФ». 

«Сегодня с точки зрения управления Украине необходимо вернуться к жесткому ведению учета реального производства, чтобы можно было сегодня высчитать, правильно ли взимаются налоги, правильно ли осуществляется политика относительно рынка», — считает лидер коммунистов Петр Симоненко.

 

Читайте также по теме