Приходится констатировать: бюджетного переворота в парламенте не произошло. Лидер УДАРа Виталий Кличко до сих пор не понимает, как первому вице-спикеру удалось сбежать из кабинета и провести судьбоносное (без преувеличения) заседание ВР. «Вице-спикер, господин Калетник был заблокирован всвоем кабинете. Не знаем, каким образом, через окно или огородами, он тихонько сбежал и обманным путем стал проводить заседание ВР»,— жаловался журналистам нерезидент Украины после того, как оппозиция откровенно проиграла последний и решительный бой. А ведь к нему готовились. Майдан объявил полную мобилизацию в связи с предполагаемым штурмом центра Киева. Мужественная оппозиция взяла на себя парламентское поле. Даже пыталась договориться с ПР: дескать, вы нам «сливаете» министра МВД Виталия Захарченко, а мы разблокируем бюджетный процесс.
Действительно, бюджет -2014 можно назвать последней баррикадой, причем, для обеих сторон. Россия выставила довольно жесткий ультиматум украинской власти, требуя легитимизировать кредиты в 15 «ярдов». Чтоб, значит, не разворовали в « ручном режиме». На оппозицию «давили» амеры. Вашингтон порекомендовал оппозиционным лидерам «сворачивать» позорную майданную деятельность и переходить к социальной стадии протеста. Первые «звоночки» уже прозвучали- это призывы к массовым забастовкам от штаба национального спасения и откровенные требования гражданской части евромайдана заблокировать в Раде процесс принятия государственного бюджета. А что означает тормознуть бюджетный процесс? Это оставить страну без стабильной зарплаты, социальных пособий, пенсий. Достаточно вспомнить летние региональные бунты под казначействами, протестные марши учителей, медиков, мамочек с колясками, не получавшими государственных субсидий месяц, чтобы понять какой мощности социальный взрыв потряс бы страну в случае непринятия главного финансового документа. Другими словами, принятие госбюджета из финансового вопроса переросло в фактор политического, и даже внешнеполитического влияния.
Поэтому оппозиция суммировала все свои силы на улицы и в Раде. Кабинет спикера Владимира Рыбака был заблокирован «женскими депутатскими телами». Прямо группа «Фемен» только в брендовых костюмах и с депутатскими значками. Предполагалось, что регионалы не станут бить слабый пол, растеряются, отступят и побегут принимать бюджет в каком-то другом месте.
Такой план действительно обговаривался ПР, но подобное развитие событий дало бы возможность оспорить законность принятия финансового плана- 2014. А также привело бы к моральному перевесу оппозиции.
Поэтому «регионалы» собрали антимайдан( 40.000 человек – не шутка!) и привезли для подкрепления «ребят спортивной внешности». Явно готовилось силовое столкновение двух майданов на фоне заблокированного парламента. Как говорится, стенка на стенку. К сожалению, власть и оппозиция здесь действуют идентично. К чему могло привести подобное массовое столкновение? Явно не к одному разбитому носу Ильенко или рассеченной брови бывшего главного милиционера Луценко. Как справедливо написал в своем блоке нардеп Арсений Аваков, «на войне как на войне». Это и была бы война – гражданская, когда одни украинцы избивают и убивают других.
Никаких символических жертв по пятницам для возбуждения Майдана уже не понадобилось бы — бюджет-2014- вот то, что могло окончательно расколоть Украину и столкнуть людей по разные стороны баррикад. Власть была готова к такому развитию событий: ей надо выходить из создавшегося тупика. А, кроме того, накануне президент Янукович в приказном тоне потребовал от правительства и ВР любой ценой решить бюджетный вопрос. То есть, завуалировано сформулировал приказ о силовом решении затянувшегося конфликта. Зная это, и В. Рыбак не слишком рвался выходить из своего кабинета, и сами «регионалы», которые не раз зачищали президиум ВР с помощью стульев и кулаков Эльбруса Тадеева, не слишком горячились. Сохраняли спокойствие даже когда взвинченные оппозиционеры начали вырывать у них карточки для голосования и пытались «остановить» систему «Рада».
Новый конфликт фактически «разрулила» Компартия. Никто ведь не ожидал, что вмешается в силовой сценарий третья сила. Кабинет первого вице-спикера заблокировали так, на всякий случай. Главные силы сосредоточились на другом направлении и тут внезапно оказалось, что Калетник находится в сессионном зале и руководит процессом. Под его руководством проект бюджета был поддержан 249 голосами. То есть, большим запасом в три десятка депутатов. Совершенно неожиданный результат, который ввел оппозицию в состояние паралича. За финансовую и социальную стабильность в полном составе голосовали ПР, КПУ и 19 внефракционных депутатов. После показателя на «счетном табло» на ошарашенных лицах майданников буквально читалось : как это могло произойти? О реакции Кличко мы написали выше. Арсений Яценюк сразу пошел на Майдан. «Свободовцы» затеяли привычную бузу в сессионном зале, поскольку ничего другого делать не умеют. Они кричали «смерть ворогам», нанесли несколько легких телесных повреждений коллегам- регионалам, испортили «прорези» для голосования. Но Калетник уже развил успех, и пока члены ПР усмиряли свободовцев, поставил на голосование следующий законопроект. Поскольку «карточное голосование» оказалось невозможным, законы решили поддержать прямым голосованием –через поднятие рук. А что такого? Помнится, Юлия Тимошенко именно так «проталкивала» голосование за свое правительство и никто не возмущался. Кстати, о Тимошенко. 16 января в числе «постбюджетных» законов парламент принял изменения в Уголовный кодекс, которые определяют процедуру заочного осуждения. В числе побед коммунистического вице-спикера также закон об усилении ответственности за разрушение памятников советского периода. Этот документ на днях внес в ВР Петр Симоненко. Действительно, война с памятниками уже перешла все моральные и человеческие границы. Теперь за покушение на бюст Ильича или надгробные плиты солдатам ВОВ, варварам «полагается» от 3 до 5 лет. Строгого тюремного заключения. Таков ответ коммунистов вандалам из «Свободы».
А кроме того, депутаты большинства приняли закон, упрощающий процесс лишения депутатского мандата. В итоге, отвечать перед законом по всей строгости придется не только «общественникам», которых науськивают политики, но и самим обладателям заветных корочек. Что будет, легко представить глядя на Сергея Власенко, который совсем забил на защиту экс-премьера Тимошенко и занят только судами на бытовой почве. Скоро его закроют за похищение. Вот что бывает, когда человека лишают самого дорого – депутатской неприкосновенности. Поэтому ВР «заложила» мину замедленного действия под парламентских майданников. /> Подведем оперативные итоги.
Во-первых, удалось принять бюджет на будущий год и снять перспективу масштабных социальных потрясений. Теперь бюджетники, пенсионеры, ветераны, инвалиды защищены от долговых катаклизмов.
Во-вторых, в очередной раз дискредитированы лидеры оппозиции и ее депутаты, которые не смогли получить преимущество в сессионном зале – на своей привычной площадке. Майдан им этого не простит.
В третьих, в неожиданном статусе выступили коммунисты. Они не просто поддержали голосование за бюджет 2014, а возглавили процесс. Причем, в условиях почти военного противостояния. То есть, оказались над схваткой.