Вот какая новость пришла от соседей: из молдавской госкомпании «Железные дороги Молдовы» будут уволены сотрудники, отказывающиеся говорить по-румынски. Об этом, как передает Moldnews, заявил министр транспорта Молдавии Анатол Шалару.
- СТРАННОЕ МОЛЧАНИЕ
- Уточняю: не по-молдавски, а по-румынски. Хотя, согласно конституции Молдовы, государственным языком является молдавский язык. Но при этом многие, в том числе представители руководства республики, не считают молдавский самостоятельным языком, оценивая его как диалект румынского. Основной закон также гарантирует право на сохранение и развитие русского языка и других языков, используемых на территории страны.
- Шалару также заявил, что на железной дороге существует «ожесточенная сопротивляемость» румынскому языку. При этом он признал, что законодательством это в определенной степени допускается. Тем не менее, министр отметил, что для исправления ситуации на железной дороге назначен новый директор.
- А совсем недавно в Молдове ввели штрафы за размещение рекламы и визуальной информации «на русском и других иностранных языках». Соответствующий законопроект был принят парламентом. Заметим, что законодательство в Молдове допускает рекламу на негосударственных языках, в том числе русском. При этом требуется наличие параллельного текста на молдавском.
- В то же время, несмотря на то, что единственным государственным языком в Молдове в соответствии с Конституцией является молдавский, везде очень настойчиво внедряется румынский. Соседняя Румыния все увереннее возвращает свое влияние на «исконно румынские территории».
- Казалось бы, какое до всего этого дело Украине? Но не так все просто… Если учесть, что в Румынии радикальные силы не только признают правильными, но и напрямую высказывают притязания на некоторые украинские территории, утверждая, что они являются частью «великой Румынии». Как читатель, вероятно, уже догадался, речь идет о Буковине и части Одесской области, где из-за попустительства официального Киева, особенно при президентстве Виктора Ющенко, осуществляется завуалированная, а порой и не очень, мощная пропагандистская кампания с оформлением гражданам Украины румынского гражданства. Из-за нерешительности украинских властей того периода, которые не желали портить отношения с румынами, надеясь на их поддержку в своем упорном продвижении в Евросоюз и НАТО, дело, прямо скажем, приобретало угрожающий оборот.
- С приходом к власти нового президента в лице Виктора Януковича, возникли надежды, что новая команда проявит решительность в отстаивании национальных интересов, во всяком случае, на западном направлении. Отметим, что поначалу так оно и происходило. МИД Украины резко осудил раздачу румынских паспортов в приграничных с Румынией регионах страны. Ведь, согласно законодательству, двойное гражданство в Украине запрещено, при этом такие действия не сочетаются с якобы наставшим после встречи украинского президента Виктора Януковича с его румынским коллегой Траяном Бэсеску потеплением отношений между двумя странами. Кроме того, ведомство фактически призвало украинских молдаван не отказываться от собственной национальной идентичности, объясняя, что таковых Бухарест агитирует записываться в румыны.
- Но вот что-то в последнее время не слышно реакции ни отечественного внешнеполитического ведомства, ни министра иностранных дел на события в приграничных с Румынией районах Украины. Неужели там перестали раздавать румынские паспорта гражданам Украины, агитировать и «так сказать, морально разлагать»? Отнюдь. Процесс этот не только не прекратился, а, пожалуй, даже активизировался. А ведь это явление – прямая угроза национальной безопасности и территориальной целостности нашей страны. И теперь нельзя исключить, что люди с румынскими паспортами или просто затуманенные пропагандой, решат ратовать за присоединение этих земель к Румынии. Достаточно вспомнить историю русинского конгресса в Закарпатье, который призывал к автономии или референдумы времен президентства Юрия Мешкова в Крыму.
- ПАТРИОТЫ ЕСТЬ
- Конечно, отношения Украины и Румынии со времен падения коммунизма нельзя было назвать безоблачными, но они и никогда не стояли на первом плане — что у Бухареста, что у Киева. Румыния первое десятилетие интегрировалась в западные структуры, в то время как Украина предпочтительно занималась осознанием себя, как независимого государства. Как только украинская государственность укрепилась, выстраивать последовательную двустороннюю политику было уже поздно: Румыния давно воспринималась как часть объединенного в ЕС и НАТО Запада. Это, в свою очередь, позволяло Украине закрывать глаза на настроения Бухареста – в частности, на притязания на современные украинские территории, которые были присоединены к Советской Украине еще в 1940 году. Впрочем, дело иногда не ограничивалось высказываниями – в 2009 году Румыния, к примеру, фактически аннексировала часть шельфа возле острова Змеиный, с чем тогдашнее украинское руководство смирилось.
- Так что, не отдадим ни пяди? Или все же кое-кто по-прежнему считает, что торг здесь уместен? При этом забывая, о чем на самом деле идет речь.
- Впрочем, есть у нас действительно патриоты, которые могут четко и громко заявить свою позицию по поводу украинско-румынских отношений. Среди них – народный депутат от Компартии Украины Евгений Царьков.
- «Идея Великой Румынии живет в сердцах румынского руководства, — уверен он. – Причем, мне кажется, что эту идею подпитывает не только Бухарест, но и Запад в целом, и США, в частности». Царьков убежден, что спасти Украину в данном случае может лишь твердая, последовательная независимая внешняя политика.
- «У нас должна быть действительно независимая внешняя политика, если бы мы ее проводили, никто бы так относиться к Украине не посмел, — говорит народный депутат. — Нужно обращаться во все инстанции, в том числе, и международные, чтобы обратить мировое внимание на поведение Румынии».
- В то же время некоторую надежду на нормализацию отношений с соседями возлагали на приход к власти в Бухаресте нового левоцентристского правительства, однако отказа от идеи Великой Румынии пока что не наблюдается. Такая стратегия, к слову, касается не только Украины, но и, как мы уже убедились, Молдовы. Румыния здесь работает очень активно. Проблема в том, что альтернативного центра притяжения для Молдавии пока что нет – с Россией прямые границы отсутствуют, тогда как Украина доселе не проявляла особой активности на молдавском направлении. Тем не менее, Украина очень популярна в Молдове и вполне могла бы занять пустую геополитическую нишу, отстояв, таким образом, не только молдавские, но и собственные внешнеполитические интересы.