Димитрий Бабич
06:52 16/07/2012

Чисто украинский транзит

Появившаяся накануне информация о том, что Украина сократила на 23,8% объем транзита в Западную Европу российского газа, произвела в ЕС эффект разорвавшейся бомбы. Целый ряд изданий поспешил обвинить официальный Киев в нечистоплотности, а политики и разного рода эксперты стали наперебой давать собственные прогнозы относительно перспектив «холодной зимы без топлива». При этом никакие заверения в том, что на европейском потребителе варьирование количества прокачиваемых через Украину энергоносителей никоим образом не скажется, до благодарной аудитории, похоже, не доходят. Возможно, спасать сложившуюся ситуацию украинской власти придется на самом высоком уровне.

Определенные сомнения в возможностях бесперебойной работы газотранспортной системы Украины на Западе выражали и ранее. Слишком уж велико искушение назвать Киев «не совсем стабильным топливным партнером», обвинить его в хищениях того же газа и, наконец, попросту заявить, что Евросоюз вполне в состоянии получать российский энергетический продукт по альтернативному газопроводу. И это ничего, что именно сейчас та же Украина является основным транзитером голубого топлива в Европу — попыток поиска «принципиально иных вариантов» доставки газа ЕС не прекращал никогда.

Обстановка осложнилась в конце прошлого года, когда в международном политическом лексиконе появилось довольно объемное словосочетание «российско-украинская газовая война». Не имея возможности в полном объеме оплачивать импортируемое и потребляемое топливо «Газпрома», Киев намекнул последнему, что вполне готов пересмотреть объемы его «евротранзита» в сторону уменьшения. В то же время активные переговоры по альтернативным закупкам с Румынией и  Турцией понемногу сошли на нет — все это вызывало у экспертов на территории от Брюсселя до Афин легкое беспокойство или  открытое раздражение. Прошедшие несколько относительно спокойных месяцев статус  кво не изменили, и вот — новая напасть.

Как стало известно накануне, в первом полугодии 2012 года через транзитные артерии прошло около 43 миллиардов кубометров голубого топлива, что на целых 23,8% меньше аналогичных показателей в прошлом году. Помимо прочего, Министерство энергетики и угольной промышленности не исключает, что при так называемом «пессимистическом раскладе», эта цифра вообще может снизиться, и составить от 15 до 25 миллиардов кубометров в год. Во всяком случае, этого не исключает Энергетическая стратегия Украины, запланированная до 2030 года. Для сравнения: базовый вариант транзита в той же стратегии предусматривает пропускную способность украинской ГТС на уровне 85-90 миллиардов кубометров ежегодно.

И так далее. Этого было достаточно, чтобы ЕС вновь заговорил о необходимости «повлиять на Украину, чтобы не допустить скачков объемов газового транзита». «Такие «игры с газом» заставляют Европу серьезно нервничать, — отмечает в комментарии  «ГолосUA” эксперт энергетического рынка Карл-Хайнц Ресси. — Заставить же «Газпром» радикально пересмотреть цены для украинского потребителя с тем, чтобы Киев «успокоился», как показала практика — невозможно». Проще всего активизировать с российской стороной переговоры по функционированию «Северного потока» и полномасштабного введения в эксплуатацию «Южного потока» — двух крупнейших транзитный артерий, газ через которые будет непосредственно поступать на Запад, минуя такие страны, как Украина, Белоруссия или Польша, уверен, в частности, собеседник.

В этой связи следует особенно отметить, что «Северный поток», запущенный в работу 6 сентября 2011 года, сегодня уже всерьез рассматривается, как «прекрасная альтернатива украинскому варианту прокачки газа. А вот это уже несет серьезную угрозу для стратегической роли Украины, как транзитера-монополиста, не исключают эксперты.

Впрочем, из сложившейся ситуации выход все-таки может быть найден. И этот выход — модернизация украинской ГТС. Только по самым примерным подсчетам, на это понадобится не более 15% средств, необходимых для сооружения «Южного потока». Кроме того, к процессу может быть привлечена и российская сторона, и тот же Запад, включая Германию, Австрию и Францию. Газотранспортная система Украины при  условии ее технического улучшения, сможет беспрепятственно поставлять в ЕС до 178,5 млрд. кубометров в год!

Любопытно, что все необходимые предпосылки для этого уже активно создаются. Так, например, на днях Украина подписала с немецкой компанией «Ferrostaal” соответствующий проект, который аналитики в Киеве назвали «первой ласточкой модернизации». Суть этого проекта заключается в глубоком усовершенствовании компрессорной станции «Бар» (Винницкая область). Это должно позволить за относительно небольшие деньги увеличить объемы прокачки энергоресурсов. Кроме того, предусматривается возможность реорганизации работы газопроводов «Союз», «Прогресс» и Уренгой-Помары-Ужгород.

Как будут развиваться события в дальнейшем — естественно, покажет время. Но уже сейчас можно ясно сказать одно: Киев играл и будет продолжать играть огромную роль в европейском транзите природного газа. И возникшие временные сложности с объемами его поставок Европу пугать не должны…

Читайте также по теме